InsideCulture

Маковский В.Е.

Материалы » Маковский В.Е.

Страница 1

Маковский - Крах банка

Маковский Владимир Егорович (1846-1920)

Русский живописец. Жизненные, тонко подмеченные сценки городского быта, полотна на социально-критические темы, образы революционной интеллигенции.

В. Е. Маковский родился в Москве, в семье известного деятеля искусств, одного из основателей МУЖВ - МУЖВЗ - Е И. Маковского. С детства мальчика (и его брата, впоследствии также известного живописца К. Е. Маковского) окружала художественная атмосфера, он постоянно видел известных мастеров, посещавших дом отца, слышал их споры и разговоры об искусстве, проникался мыслями о его высоком назначении и потому очень рано ощутил свое призвание. Первые уроки живописи Маковский брал у В. А. Тропинина и в пятнадцать лет под его руководством написал картину "Мальчик, продающий квас" (1861).

В 1861-66 гг. Маковский учился в МУЖВ - МУЖВЗ, где получил хорошую профессиональную подготовку под руководством художников Е. С. Сорокина и С. К. За-рянко. После окончания училища Маковский отправился в Петербург и поступил в АХ. В 1869 г. за картину "Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей (Ночное)", во многом созвучную рассказу И. С. Тургенева "Бежин луг", он получил золотую медаль и звание художника 1-й степени.

В 1870 г. на выставке Московского общества любителей художеств была представлена его картина "В приемной у доктора", где с мягким юмором изображен священник, увлеченно разъясняющий старушке свой "верный" рецепт от зубной боли. Внимание к деталям и, главное, теплая ирония напоминают о традиции П. А. Федотова. Картина имела успех, а ее автору прочили славу жанриста.

Интерес к "маленькому человеку", его горестям и радостям отныне стал лейтмотивом произведений художника. Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг.: "Любители соловьиного пения", "Игра в бабки", "Получение пенсии", "Псаломщики". Все они были небольшого размера, написаны в гладкой живописной манере.

Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. В них появляются тревожные ноты, напоминающие зрителю о человеческой несправедливости, об униженных и оскорбленных. В картинах "Посещение бедных" (1874), "Толкучка" (1875), "В передней" (1884), "Ожидание. У острога" (1875), "Ночлежный дом" (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком.

В 1879 г. Маковский создал картину "Осужденный", где с явным сочувствием изобразил молодого народовольца, выходившего из зала суда в сопровождении жандармов. Горе его бедных стариков родителей лишь подчеркивало драматизм произведения, которое, по словам В. В. Стасова, "глубоко и сильно копнуло современную жизнь".

На VII выставке ТПХВ Маковский представил работы, также связанные с образами народников, - "Узник" и "Оправданная" (обе 1882). К той же тематической серии можно отнести и картину "Вечеринка" (1875-97), живо передававшую атмосферу собраний и споров, столь привычных в те годы среди молодежи и студентов.

Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, - это "Крах банка" (1881). Маковский показал чувства и переживания людей, вложивших свои последние сбережения в банк, потерпевший крах. Обморок несчастной старушки, растерянность купца, потрясенные и возмущенные лица и, наконец, самодовольство финансового дельца, единственно выигравшего от падения акций, изображены художником психологически ярко и точно.

Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина "Свидание" (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа "Ванька". Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным "в учение" к ремесленнику, "в люди". Жалость и горечь вызывает образ забитого мальчугана, торопливо жующего принесенный матерью калач, и молчаливое понимание бедной деревенской женщины, с любовью и болью смотрящей на сына.

Тем же щемящим чувством отмечена и картина "На бульваре" (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни. Размышление о женской доле вызывает сцена на скамейке московского бульвара, где подвыпивший нагловато-безразличный мастеровой играет на гармошке, а рядом с ним в задумчивости застыла молодая женщина с ребенком на руках. Блеклые краски пейзажа в сочетании с яркими пятнами одежды мастерового и его жены, с пестротой лоскутного одеяла младенца вносят мягкий колористический аккорд, усиливающий главную тему картины.

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Черты индоевропейской мифологии
Приручив лошадь в степях Поволжья, индоевропейцы переселились в Европу. Это были не оседлые земледельцы, а кочевые животноводы. Индоевропейцы принесли продолжающийся до сих пор и распространенный по всей Европе патриархат. Их бог (Зевс ил ...

Достоевский и евреи. Еврейская месть
У К. Юнга есть одна коротенькая и малозаметная мысль: религия контрастна нравам народа, придерживающегося этой религии и призвана противостоять этим нравам. Так, христианство Иисуса Христа было явно, откровенно направлено против иудеев: ...

Мифология
Что такое миф? На первый взгляд кажется, что определить миф не трудно. Греч. "миф" — слово, рассказ; термин "мифология" означает изучение мифов, а также свод мифов. И все-таки мало столь запутанных вещей, редко когда б ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru