InsideCulture

Киевская школа иконописи

Материалы » Киевская школа иконописи

Страница 1

Богоматерь Оранта

Икона появилась на Украине приблизительно в 988 году. В переводе с греческого это слово - образ - и закрепилось в украинском языке. Вначале были только привозные иконы, в основном, византийские и греческие, потом по мере расширения строительства храмов возникали и распространялись украинские школы иконописи, в основном при монастырях.

Создателем киевской школы иконописи считают митрополита Иллариона, который выступил против засилья византийских греков в иконописной работах на территории Киевской Руси. Иконописные мастерские находились при храмах святой Софии и в Печерском монастыре, основанном Антонием и Теодосием. С тех времен дошло очень мало работ украинских мастеров и всего пару имен авторов. Это Григорий, легендарный Алимпий, о котором люди говорили, что ему помогают ангелы - он мог за несколько часов нарисовать и позолотить икону. Считается, что церковь Успения Богородицы (1073-1089 гг.) расписана была уже только киевскими мастерами, в отличие от более ранних святой Софии и Десятинной церкви для строительства и росписи которых приглашались мастера со всего православного мира.

Классическая иконопись на Украине развивалась в соответствии с православными канонами (правда доски брались в основном липовые), кроме того рисовались иконы на стекле (в основном на Западной Украине) и вышивались на ткани. По мнению большинства ученых в этот период были заложены основные национальные особенности украинской иконописи от российской и других православных школ. Основными отличиями украинской иконы от остальных православных школ иконописи, большинство ученых считают:

- определенная мягкость колорита;

- применение червонного золота с более теплым цветом, чем в суровых российских иконах с более бледными цветами позолоты;

- применение растительных орнаментов, с использованием цветов везде, где это можно было применить (роспись орнаментов на одежде, краЕв рамки доски иконы);

- мягкое, почти трепетное написание самых любимых Украинских образов иконографии (особенно Богородицы).

Разгром и почти полное уничтожение Киева войсками Батыя (1240 год) надолго перенесли центр украинской иконописи в западные районы (Галич). Дальнейшая сложная история Украины определила и соответственную историю еЕ икон - следующий подъем иконописи связан сначала с массовым строительством православных храмов и монастырей, а затем и с появлением икон в каждом православном доме (примерно 17-18 вв.).

Массовый спрос на иконы вызвал к жизни и достаточно уникальное явление в виде народной иконописи, т.е. много самоучек писали иконы под заказ и даже расписывали деревенские церкви и храмы, внося своЕ видение святых образов в строгие православные каноны их написания.

В дальнейшем появление и развитие техники цветной печати вызвало появление дешевых копий, создаваемых путем наклейки бумажной репродукции иконы на дощечку с последующим оформлением штампованным окладом и вставкой этой (фактически иллюстрации) в раму со стеклом. Сложный, длительный процесс классического создания иконы всегда был достаточно дорогостоящим и естественно не мог быть поставлен на такой же поток, что привело к снижению объемов написания икон в их классическом понимании.

Последний удар по украинской иконописи был нанесен в прошлом веке Советской властью - уничтожение храмов, массовое сожжение икон привели к тому, что в течение почти века редкие выходцы с Украины работали в основном за границей, расписывая храмы и создавая иконы.

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Обустройство Девы Марии
С определением места, где следовало бы поместить сцену рождения Христа, у художников всегда возникало много проблем. С одной стороны, они опирались на свидетельство Матфея: “И, войдя в дом .” (Мф., 2:11). Речь здесь у Матфея идет о явивши ...

Личные имена
Личные имена - это имена, которые присваиваются людям при рождении и под которыми они известны в обществе. В древней Руси различались канонические и неканонические имена. Каноническое имя - “истинное”, “настоящее” имя человека, закреплен ...

Мифоритуальная структура новой культуры
Как говорит русская пословица, «свято место пусто не бывает». С этим утверждением перекликается открытие современного психоаналитика Ж. Лакана, свидетельствующего, что убийство «символического Отца» замещается в человеческом сознании появ ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru