Частушка в наши дни
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня зажег сердечко у меня", сегодня поют: "Без бензина, без огня .".
В отличие от песни частушка переделывается легко.
Постоянно создаются и совсем новые частушки, в которых старое - только мелодия, только привычная форма и неистощимый народный юмор.
Частушки создавались и в среде интеллигенции. Интеллигентские частушки, стишки, пародии, к сожалению, никогда никем не собирались. Однако они существуют издавна и сопровождают всю российскую историю XX столетия. А не собирали их потому что это не безобидные песенки, а острая политическая сатира.
Поют частушки и школьники.
Есть очень много шуточных припевок, веселых нескладух, нелепиц: "На березовой осине рукавица расцвела ." - не отсюда ли вышли современные школьные нелепицы?
Вместе с частушками нередко печатаются тоже коротенькие, молодежные песенки, но чем-то и отличающиеся от частушки - напевом, особым настроением, зачинами.
Еще один вид, родственный частушке, - двустрочные "страдания" (на Руси "страдать" означает еще любить). Распространены они преимущественно на Волге, в Центральной России.
Бывает, частушки поют в ответ ("на отпев"), известны частушечные диалоги, случается, несколько припевок соединяются по содержанию в частушечные цепи. Для песенок, которые по имени постоянной героини носят название "Семеновна", такое сближение отдельных строф - почти правило.
Эх, Семеновна, ты мне нравишься,
Поцелуй меня, ты не отравишься.
И продолжение:
Поцеловалася, не отравилася,
Любовью Сениной я заразилася.
Постепенно в подражание крестьянской стала складываться и городская частушка. Город - не деревня, где частушка постоянно звучала на улице, на гулянках. Городские частушки часто пересказывают, чем поют. Они и форму свою деревенскую постепенно утрачивают: пропадают зачины, связанные с крестьянским бытом, постоянные эпитеты. Можно сказать, что в городе частушка превратилась просто в эпиграмму, веселый задиристый стишок.
Рекомендуемые статьи:
Софисты: происхождение педагогики и культурного идеала
Софистов называли основателями науки о воспитании. Они и в самом деле заложили основы педагогики, — и по большей части интеллектуальное образование сегодня идет теми же путями37. Но и сейчас остается открытым вопрос, является ли педагогик ...
Левитан И.И.
Левитан Исаак Ильич (1860 - 1900)
Художник-живописец, пейзажист, мастер лирического пейзажа. Преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Представитель реалистической школы.
Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 18 ...
Между религией и революцией: духовные искания русской интеллигенции Серебряного века
Ходоров Алексей Александрович - аспирант кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета.
Резкий взлет интереса к политической и культурной жизни в русском обществе, начавшийся еще и 90-х годах X ...