InsideCulture

Гипербола в искусстве

Материалы » Гипербола в искусстве

Страница 2

И как было художнику обойтись тут без гиперболы, если он прославляет мученические страдания героя за веру христианскую, противопоставив этот поступок святого Себастьяна будничному поведению остальных персонажей картины. А на то, что это страдания за веру и что подвиг героя не был напрасным, указывает нам обломок античной колонны у его ног — символ побеждённого язычества.

Есть в этой картине ещё и мысль о бескорыстии подвига. Обратите внимание на то, что вокруг святого нет сочувствующих и сострадающих ему, но все заняты своими делами, не обращая внимания на него. А ведь легче переносить страдания, когда рядом те, кто могут помочь, утешить, ободрить; когда знаешь, что твои страдания и жертвы оценят, не забудут, почтят. Но истинно добродетельный человек, творя добро, даже не помышляет ни о каком вознаграждении за него. И Христос учит нас творить добро тайно, а значит и бескорыстно, не выставляя напоказ своих добродетелей и не трубя о них.

В одном из своих чудных и мудрых стихотворений мысль о том, что доброе дело должно быть бескорыстным, выразил и А. С. Пушкин:

Торгуя совестью пред бледной нищетою,

Не сыпь своих даров расчётливой рукою:

Щедрота полная угодна небесам.

В день грозного суда, подобно ниве тучной,

О сеятель благополучный,

Сторицею воздаст она твоим трудам.

Но если, пожалев трудов земных стяжанье,

Вручая нищему скупое подаянье,

Сжимаешь ты свою завистливую длань,

Знай: все твои дары, подобно горсти пыльной,

Что с камня моет дождь обильный,

Исчезнут, господом отверженная дань.

Гипербола широко используется в произведениях скульптуры. Вообще почти каждое произведение скульптуры, которое мы видим на улицах городов, — это гипербола. Остановитесь у любого памятника великому человеку. Изображённый герой (государь, полководец, писатель и т. п.) намного крупнее, чем обычный человек, да ещё помещён на пьедестал, высоко вознесён над нами. Всё это указывает, что тот, кому установлен памятник, превосходил большинство людей своими талантами, характером, трудолюбием и смог больше их послужить родине и народу. Иногда скульптуру делают столь гиперболичной, что это даже трудно себе представить. Такова, например, огромная по размерам скульптура "Родина-Мать", установленная в Волгограде. Она производит впечатление непомерной мощи, какого-то сказочного величия. И огромные размеры этой скульптуры вполне оправданы: ведь она посвящена не отдельному человеку, пусть и самому гениальному и всеми любимому, а нашей героической Родине, которая в трагические минуты своей истории выдвигала из народной среды несметное количество героев, совершавших невероятные подвиги. Так что огромные размеры Родины-Матери обусловлены её идейным содержанием. Огромность монумента выражает величие страны и народа.

А возьмите знаменитую скульптуру Микеланджело "Давид". Кажется, что этого прекрасного, стройного и мужественного юношу, каким изобразил его скульптор, этого героя, патриота, освободившего от грозного врага свой народ, трудно после Микеланджело представить себе иным, как только пятиметровой высоты мраморным гигантом, готовым к бою, спокойно и твёрдо вышедшим навстречу врагу. Тут без гиперболы, без сильного преувеличения невозможно было добиться впечатления невозмутимой мощи, непобедимой и гордой силы.

Вообще трудно вообразить, как без гиперболы передать в искусстве, особенно в живописи и скульптуре, идею великого, могучего, грозного и т. д. — всего того, что намного превосходит наши привычные понятия, представления и возможности.

Страницы: 1 2 

Рекомендуемые статьи:

Музей традиционного ручного ткачества Поозерья
Экспозиция открыта в 1998 г. и размещается в бывшем жилом доме, памятнике архитектуры конца XIX в. Экспозиционная площадь – 217 м2. Экспонируется 384 музейных предмета. В основу экспозиции положена коллекция ткачества, которая знакомит с ...

Усадьбы Тосненского района
Тосненский район в его нынешних границах сформировался в 1961 году. В него вошла часть территорий, существовавших до революции 1917 года Царскосельского, Новгородского и Шлиссельбургского уездов. В восточной части Царскосельского уезда из ...

Люди
Аристотель, как обычно, не ошибся, заметив: "Гомер же после малого запева сразу вводит героя или героиню или иной какой характер, но непременно с характером и никого без характера!" (Poet. 1460a; Аристотель. Сочинения в четырех ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru