InsideCulture

Школа ритора

Страница 2

Ораторская карьера была и почетной, и доходной. "Чье искусство по славе своей сравнится с ораторским? чьи имена родители втолковывают своим детям; кого простая невежественная толпа знает по имени, на кого указывает пальцем?" На ораторов, конечно, (Tac. dial. 7). Удачно провести в сенате или в императорском суде защиту или обвинение (среди страшных доносчиков императорского времени бывали крупные ораторы) значило заложить крепкое основание для своей известности и карьеры. И для обогащения тоже. Миллионные состояния, заработанные адвокатурой (Tac. dial. 8), были, конечно, исключением, но и средний заработок адвоката обеспечивал житье безбедное. Клавдий установил максимум адвокатского гонорара в 10 тыс. сестерций (Tac. ann. XI. 7); приятель, у которого Марциал попросил в долг 20 тыс. сестерций, посоветовал ему заняться адвокатской практикой: "разбогатеешь" (II. 30), и поэт за свое выступление (окончившееся провалом) потребовал 2 тыс. (VIII. 17). Один из гостей Тримальхиона, старьевщик Эхион, мечтает сделать из своего сына адвоката: "Посмотри на адвоката Филерона; не учись он, куска хлеба у него бы не было. Недавно еще таскал на спине кули на продажу, а теперь гляди! Величается перед самим Норбаном" (Petr. 46). Текст этот чрезвычайно интересен: риторская выучка не только доставляла обеспеченное существование – она выводила человека из низов на довольно высокую ступень общественной лестницы.

В школе ритора ученик должен был обучиться тому, что делало его искусным судебным оратором: усвоить приемы, с помощью которых легче выиграть процесс, обезоружить противника, привлечь на свою сторону судей. Квинтилиан оставил довольно подробную программу преподавания в риторской школе. Сначала обучение шло по той же линии, что и в школе грамматика, но [с.175] было несколько усложнено. Ученики писали рассказы на заданные темы, прибавляя к ним свои рассуждения, в которых выражали или сомнения по поводу изложенного события, или, наоборот, полную уверенность в том, что так и было. "Можно ли поверить, будто на голову сражающегося Валерия сел ворон, который клювом и крыльями бил по лицу его противника галла? Сколько возможностей и подтвердить этот факт, и его опровергнуть! Часто ставят вопрос, когда и где произошло такое-то событие, кто принимал в нем участие: у Ливия тут часто бывают сомнения, и историки между собой разногласят".

"Отсюда ученик постепенно начнет переходить к большему: восхваляет славных мужей и порицает бесчестных . различие и многообразие материала упражняет ум и образует душу созерцанием хорошего и дурного". Ученик приобретает, таким образом, множество знаний и "вооружается примерами", которые ему очень пригодятся в суде. С этим упражнением соединяется сравнительная характеристика обоих лиц: кто лучше? кто хуже? Потом он должен разрабатывать "общие места" (communes loci): дать характеристику игрока, прелюбодея, легкомысленного человека, рассматривая их как некие типы и осуждая порок в его отвлечении от определенного лица. "Материал здесь берется прямо из судебных заседаний: прибавь имя ответчика, и обвинение готово". Иногда ученик берет под защиту распущенность и любовь, сводника и паразита, "но так, чтобы извиняем был не человек, а проступок".

Дальше следуют "положения" (theses): где лучше жить – в городе или в деревне; кто заслуживает большей похвалы – законовед или военный; следует ли жениться; надо ли добиваться магистратур? "Для рассуждений в суде эти упражнения очень полезны". Затем Квинтилиан вспоминает "полезный и приятный вид упражнений", с помощью которых его учителя подготовляли учеников к делам, где большое место отводится предположениям. Это "вопросы" – рассуждения, в которых автор развивает различные гипотезы: "почему Венера у лакедемонян вооружена?", "почему Купидона считают мальчиком крылатым и вооруженным стрелами и факелом?" Некоторые из таких "вопросов" ("можно ли всегда полагаться на свидетелей", "можно ли доверять и детям") "до такой степени связаны с судебными процессами, что некоторые и неплохие адвокаты записывали свои сочинения, [с.176] хорошенько их вытверживали и в случае надобности украшали ими свои речи, словно нашивками" (II. 4. 15-32).

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

От бога и флота
В начале XVII века Швеция была бедной страной: ее суровая природа и скудная почва приносили небольшие доходы. А на Балтике шла оживленная торговля хлебом, доставлявшимся в Англию и Голландию из Польши и немецких княжеств. И подобно тому к ...

Музей боевой славы
Экспозиция музея расположена в современном здании, построенном на территории городского парка отдыха рядом с Курганом Бессмертия. Музей открыт в 1985 г. Экспозиционная площадь-309 м2. Экспонируется 1046 музейных предметов. Экспонаты расск ...

Мифоритуальный характер советской культуры
История идей упирается в историю чувства, историю ментальности человека. Ход ее имеет зигзагообразный рисунок и напоминает траекторию маятника, в амплитуде которого крайней точке рационализма и прагматизма соответствует последующий накал ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru