InsideCulture

Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов

Материалы » Проблемы традиций в искусстве современных народных художественных промыслов

Страница 8

Во все времена художественные промыслы жили в ногу со временем, постоянно испытывали внешние воздействия: влияния моды, вкусов заказчиков, по-своему воспринимали и интерпретировали элементы больших стилей искусства - барокко, рококо, классицизма. Все это требовало мобильности, оперативности, творческой активности и высокой культуры.

Традиции народных промыслов - явление глубинного порядка. Они не лежат на поверхности и не могут быть механически использованы как отдельные технические приемы. Глубоко ошибаются те руководители промыслов, которые считают, что достаточно молодой девушке шесть месяцев поработать рядом с заслуженной мастерицей, и она за это время овладеет традициями местного искусства, всеми секретами мастерства, да еще сразу создаст творческие произведения. За такой срок даже элементарные навыки ремесла освоить нелегко. А для овладения традициями местного искусства и тем более творческих поисков нужны годы, вся активная жизнь в промысле. Механическое владение техникой и повторение по инерции заученного ведет к вырождению искусства. Эта мысль ярко выражена в одной из пословиц, бытующих в ауле Кубачи: "Умелец рукой работает, недоучка - штампом"20. Залог жизненности и успехов искусства народных промыслов - в постижении и творческом развитии традиций местного искусства. Для этого необходимо овладение всеми особенностями местного искусства, знание всего его исторического опыта, не только принципов художественной системы, но и ее претворений в работах выдающихся мастеров и художников промысла. К сожалению, далеко не все работающие в сфере народных промыслов понимают это и сознательно относятся к принципам и законам местного творчества.

Так, с экрана ленинградского телевидения 2 октября 1977 года палехская художница Е. А. Азанова призывала палешан к психологизму в лаковой миниатюре, "равному психологизму станкового искусства", что свидетельствует о непонимании ею основ палехской миниатюры. В дымковской игрушке последних лет можно отметить нарушение условности приемов лепки, падение пла- стической культуры.

Как всякий художник, народный мастер имеет право на искания, эксперименты. Но из огромного потока впечатлений от телевидения, радио, кино, печатных изданий, произведений других видов и жанров советского искусства мастер и художник, работающие в народном промысле, должны сознательно отбирать и осмысливать возможное и подвластное средствам того искусства, которым они владеют, той художественной системе, представителями которой являются. "Мудрить - мудри, а от Хохломы не отходи",- любил повторять выдающийся мастер хохломской росписи Н. Г. Подогов, сам немало сделавший для творческого развития ее традиций.

Только глубоко постигнув весь художественный опыт местного искусства, можно обратиться к любой странице истории промысла и, творчески осмыслив ее, создать новое. Возрождая после Великой Отечественной войны Гжель, А. Б. Салтыков и Н. И. Бессарабова обратились лишь к традициям кобальтовой росписи на белом фоне майолики начала XIX века. На этих далеко не исчерпавших всех возможностей местного искусства корнях возникла самобытная ветвь гжельской керамики, ставшая сегодня самостоятельным центром народного искусства. Такое явление оказалось возможным потому, что традиции были поняты не формально. Частный момент стал основой новой образной системы, получил новое творческое выражение в формах предметов, их пластике, орнаменте, принципах росписи, цветовой системе - целом мире образов, который сегодня развивают новые поколения художников Гжели.

Бытует неверный термин "использование", "применение" традиций. Традиции в народном искусстве можно осваивать, развивать, к ним можно обращаться. Но "использовать" - значит брать напрокат как временный реквизит, который можно менять по выбору. Формальное следование приемам искусства народных промыслов неминуемо ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу, вырождению, к тому "псевдорусскому" стилю, который нередко возрождается сейчас любителями "русских сувениров". Традиции в народных промыслах подобны почве, которая в зависимости от людской заботы может дать щедрый урожай или засохнуть. Глубокое понимание и знание традиций местного искусства - не пути или тормоз для художника, а своего рода широкий фарватер, направляющий его поиски к новым творческим достижениям.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Рекомендуемые статьи:

Актуальность культурологии
В культурологии до сих пор не разработан и не систематизирован сколько-либо целостный категориальный аппарат, поэтому формирование корпуса культурологии происходит в основном стихийно, путем заимствований из философии, социологии, психоло ...

Принц хочет быть пустотой
Человеку вообще свойственно редуцировать стремящееся к бесконечности количество желаемых объектов к образу некоего вожделенного Тела. То есть «государь» как тело выступает в символическом обличье некоего идеального объекта желания, субсти ...

Концепт «культурное гнездо» и региональные аспекты изучения духовной культуры Сибири
Русская история, основанная на одной идее централизации, исключающая идею областности, есть то же, что отрицание существенного жизненного значения областных общин как разнообразных органов в составе целого политического организма всего на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru