InsideCulture

Собиратель древностей купец Николай Никифоров

Материалы » Собиратель древностей купец Николай Никифоров

Страница 2

За четыре десятилетия кропотливого собирательского труда Н.П. Никифоров создал первоклассное собрание, в которое вошло около 800 рукописных и более 350 старопечатных книг. Собрание это, к сожалению, не сохранилось. После смерти владельца оно было продано в Москву за 15000 рублей. Основная часть его попала к известному антиквару и книготорговцу М.П. Вострякову, который сразу же стал его распродавать.

В одном из писем П.П. Шибанову Николай Порфирьевич как-то сообщал, что работает над "составлением чернового своим рукописям каталога". Каталог этот также не сохранился, но получить представление о самом собрании, понять степень его ценности все-таки возможно. Среди наиболее ценных рукописей, имевшихся в собрании Н.П. Никифорова, можно назвать в первую очередь Сборник начала XV в., содержащий древнейший из всех известных в настоящее время список Пространного Жития Константина Философа. Этот сборник Н.П. Никифоров приобрел для себя в 1893 г. Не меньший интерес и ценность представляет собой наиболее древний список Домостроя конце XVI в. Рукопись эта в числе других 19 книг каким-то образом сохранилась у наследников горбатовского купца-старовера, вошла в коллекцию его сына, Петра Николаевича, и ныне хранится в Отделе рукописей РГБ.

Русских ученых интересовали многие книги из собрания Н.П. Никифорова. В 1903 г. Л. Н. Бенешевич сделал подробное описание русской Кормчей XVI в. С тех пор она получила название никифоровской. В собрании Николая Порфирьевича Находился, как писал С.А. Белокуров, "один рукописный сборник, по письму относящийся к концу XV в., весьма любопытный по своему составу, и в числе довольно многочисленных статей своих имеющий три летописца". У Никифорова имелись также две рукописи с сочинениями Арсения Суханова: "Прения и о чинах греческих вкратце" XVIII в. и Проскининтарий XVII в.

Собрание рукописных книг уже в 90-х гг. XIX в. было по достоинству оценено русскими учеными: палеографами, историками, филологами, литературоведами. "Гостеприимный и радушный Николай Порфирьевич приглашал многих любителей к себе в дом в Горбатов и разрешал заниматься в его библиотеке сколько угодно, - вспоминали современники, - А.С. Гациский, Г. Белоусов, Г.И. Родзевич, М.П. Колотилин и другие гостили у него по нескольку дней и изучали древности, делали списки и выборки, равно как и бесцеремонно перерывали всю его библиотеку, отыскивая нужные им редкие рукописи".

Если судьба рукописного собрания Н.П. Никифорова достаточно благополучна, несмотря на то, что оно разошлось, собрание же старопечатных книг исчезло бесследно. Сохранился только каталог этой части библиотеки, составленный Н.П. Никифоровым в 1893 г. и хранящийся ныне в ОР РГБ. В опись включено около 260 книг, среди них одна книга конца XV в., XVI в. - 16 книг и 42 книги первой половины XVII в., 72 - второй половины XVII в., 38 книг - первой половины XVIII в. и 43 - второй половины XVIII в. Все остальные книги - старообрядческие издания и перепечатки XIX в.

Среди первопечатных славянских книг Триодь постная, напечатанная в Кракове в 1491 г., Библейские книги Ветхого завета, переведенные с Вульгаты Франциском Скориною и напечатанные в Праге в 1517-1519 гг., Апостол Ивана Федорова и Петра Мстиславца 1564 г., отпечатанный в Москве, два Евангелия учительных 1569 г., полный экземпляр Львовского издания Апостола 1574 г., Острожская Библия 1581 г.; пять книг, напечатанных Петром Мстиславцем в Ви-ленской типографии Мамоничей. В собрании старопечатных книг Н. П. Никифорова были и редкие книги западнославянской печати XVII в., такие, как изданные в Дельском монастыре в 1647 г. сочинения Фомы Кемпийского "О подражании Христу". В собрании были не только те книги, которые принимались и признавались старообрядцами за священные, но и совершенно противоположные, например, сочинения Симеона Полоцкого. Такая подборка книг, как старой дониконовской печати, так и новопечатных, подтверждает замечания современников о том, что Н.П. Никифоров занимался сверкой различных богослужебных текстов и имел обширные знания в богословии.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Русская школа и православная культура
Как-то на экзамене филологического факультета, я почти случайно задал вопрос студенту, который рассуждал о национальных культурах России, сколько процентов от общего населения, по его мнению, русских в России? Студент озадаченно посмотрел ...

Московский Кремль
Кремль - колыбель Москвы. Здесь на вершине Боровицкого холма зародился великий город. Кремль - своеобразная архитектурная летопись Москвы. Центр Кремля - Соборная площадь, самая древняя площадь в Москве. Она возникла в начале 14 века пр ...

«Перемещенный предмет» постмодернизма
Существует весьма основательное мнение, что постмодернизм есть определенный метод самовыражения. В самом деле, если действительность есть лишь представление о ней, то мир превращается в развернутую метафору авторского «я». И в то же время ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru