InsideCulture

Магическая Прага

Материалы » Магическая Прага

Страница 2

Люди Либуше основали на том месте, о котором говорилось в пророчестве, крепость - Град, и постепенно Град стал резиденцией князей из династии Пршемысловичей и положил начало строительству города Праги.

Потомки Пршемысла Пахаря - Пршемысловцы - продолжали строительство и укрепление города, слава которого через несколько столетий действительно "вознеслась до небес".

Так рассказывается об основании Праги в знаменитой "Чешской хронике" Козьмы Пражского (до 1125 г.) Все описанные события, по хронике Козьмы, происходили в 623-631-м годах, то есть в начале 7-го века, когда, по данным историков, у чехов еще не было и не могло быть государственного образования. Примерно так же, с небольшими изменениями, повествуется в хронике Далимила (1348) и Гаека с Либочан (1526), а уже из последней хроники сюжет перекочевал в многочисленные эпические литературные тексты эпохи чешского Национального возрождения (1-я половина 19-го века) и в уже упомянутые "Старинные чешские сказания", а также глубоко укоренился в сознании чешских людей.

Впрочем, в некоторых книгах можно встретить упоминание и о том, что на месте современной Праги существовало поселение задолго до прихода праотца Чеха и пророчества Либуше. Будто бы его 4500 лет назад организовали еврейские переселенцы, и именно о нем, под именем "Пелег", говорится в одной из книг Ветхого Завета. Так повествует, например, известный чешский писатель начала 20-го века Иржи Карасек из Львовиц в книге "Потерянный рай" (1938).

Географическое положение Праги действительно уникально, и не так уж неправы были авторы хроник, говорившие о ее центральности и срединности. Прага расположена как бы в двойном центре - во-первых, в центре Западной Европы (расстояния от Праги до Балтийского моря на севере, Адриатического на юге, Атлантического океана на западе и Киева - центра Киевской Руси - на востоке примерно равны), во-вторых, в центре исторических чешских земель, так называемой "Чешской котловины". Кроме того, то место, где находится Прага, издавна было точкой пересечения важнейших торговых путей - с востока (Киева и Польши) на запад и с юга (Италии, Византии) на север. Именно на территории современной Праги, чуть к северу от Карлова моста, находился брод через реку Влтаву (мостов тогда в этой части Европы не умели строить, и роль брода была поистине стратегической).

Все эти факторы привели к тому, что, по данным археологов, уже в 6-7 вв. нашей эры на месте современной Праги, точнее, Старого города, существовало небольшое торговое поселение.

Относительно роли Вышеграда в пражской истории мнения историков расходятся. Большинство их все-таки придерживается версии о мифичности фигуры Либуше и, соответственно, о более позднем заселении Вышеграда, чем современного Града. Но, очевидно, первой крепостью и опорным пунктом чешских князей был не Град, а Левый Градец (к северу по течению Влтавы), где сохранилась старая ротонда св. Климента и остатки древнего городища. И только впоследствии (примерно во 2-й половине 8-го века) началось освоение и укрепление Градчанского холма. Из хроник свидетельствует, что первый чешский князь, чье существование документально подтверждено - Борживой - около 890 года построил первый Град и первый христианский храм в Чехии, посвященный Деве Марии. Именно строительство храма можно считать отправной точкой в истории Праги.

Первое летописное упоминание о городе относится к 965-му году и принадлежит арабскому купцу Ибрахиму ибн Якубу. Он описывает Прагу как достаточно большой город, гораздо более крупный, чем соседние поселения, сильный воинский опорный пункт и важный торговый центр.

Что же касается присутствия в Праге евреев, то небольшое поселение еврейских торговцев действительно начало существовать в Праге очень скоро после основания города. Чешское государство эпохи Пршемысловичей было более веротерпимо, чем его соседи, и евреи пользовались в нем относительно большими свободами. К 13-14-му веку вполне сформировался так называемый "еврейский квартал", или гетто, впоследствии названный также Йозефовым и многократно описанный в книгах Густава Мейринка и других пражских писателей.

Так началась славная история города Праги.

Страницы: 1 2 

Рекомендуемые статьи:

Находка текста "Апологии" и ее различные версии
До второй половины XIX в. о содержании произведения Аристида практически ничего не было известно. Первое открытие сделали армянские монахи-мехитаристы, жившие в Венеции, которые опубликовали в 1878 г. армянский перевод первых двух глав &q ...

Что же такое китч
После подробных комментариев результатов контент-анализа попытаемся сконструировать (на их же основе) собственное определение китча как явления, чрезвычайно актуального в современной культуре. "Классический" китч (в западноевроп ...

Разрушение старого
Апокалиптические мотивы и образы, занимающие значительное место в поэзии футуристов и экспрессионистов, составляют необходимую часть этой программы: созданию нового мира предшествует разрушение старого. Образы тотального разрушения и рас ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru