InsideCulture

Дом доктора Фауста

Материалы » Дом доктора Фауста

Страница 2

Прага, "древняя столица магического искусства", как назвал ее сюрреалист Бретон, привлекала не только архитекторов, ученых, астрономов и астрологов, высшую аристократию, но и авантюристов и искателей приключений всех мастей. Ведь во времена правления императора Рудольфа Второго Прага являлась официальной столицей Священной Римской империи, то есть административным центром всего католического мира, и - для людей того времени - "центром земли".

Об астрологах при дворе императора Рудольфа, как и о самом императоре и его увлечениях астрологией, об удивительных событиях, происходивших в Праге во времена его царствования (Рудольф жил в Праге более 20 лет - с 1588 по 1612 год, когда он был смещен братом Максимилианом), было сложено немало легенд, которые впоследствии легли в основу многочисленных художественных произведений, дали импульс для творчества таких пражских писателей, как Густав Майринк, Ярослав Врхлицкий, Иржи Карасек из Львовиц, Лео Перуц.

Одной из этих легенд было и повествование о докторе Фаусте. Нам этот персонаж известен прежде всего по знаменитой поэме Иоганна Вольфганга Гете (который, кстати, тоже неоднократно навещал Богемию - как Прагу, так и Карловы Вары, тогдашний Карлсбад). Однако Гете был отнюдь не первым, кто разрабатывал фаустовскую тему в литературе. Из известных писателей до него создал трагедию о Фаусте К.Марло, который, в свою очередь, опирался на многочисленные средневековые легенды об ученом, продавшем душу дьяволу. Легенды эти имеют немецкое происхождение. В Чехии, как части Священной Римской империи, т.е. страну, находящуюся в германском культурном поле, естественно, они тоже имели распространение. Образ доктора Фауста удивительно "соответствовал" мистической, болезненно-пышной атмосфере правления Рудольфа. Именно поэтому заключивший контракт с самим Сатаной доктор приехал в Прагу именно в 1591 году и поселился в доме на углу тогдашнего Скотного рынка.

Место жительства Фауст выбрал себе вполне характерное - у самых городских ворот, относительно далеко от центра города, напротив старинного монастыря "На Слованах" (Эмаузы). Поселился он в новом трехэтажном каменном доме, почти дворце, построенном в стиле ренессанса. Фауст был богатым человеком и вполне мог себе это позволить. На улицах города таинственный ученый появлялся редко; ночью в окнах его дома не горели огни. С помощью дьявольской силы Фауст занимался изучением астрологии, намереваясь расшифровать тайны движения планет (в это же время в знаменитой обсерватории на Градчанах наблюдал звездное небо датский астроном Тихо де Браге, иногда и в компании самого императора Рудольфа).

Однако недолго было суждено прожить уже одряхлевшему и постепенно слепнущему ученому в магической Праге. Во время одной из своих медитаций он вдруг почувствовал, что ему наконец-то открылись все тайны Вселенной, ощутил скрытую гармонию мироздания и в восхищении воскликнул: Остановись, мгновенье, ты прекрасно! В тот же самый момент над очарованным грешником разошелся свод потолка, в него ворвался бешеный вихрь и вынес несчастного Фауста через дыру в потолке - прямиком в ад, исполнять условия договора, подписанного некогда с Мефистофелем.

С тех пор в этом доме никто не жил. Пражане вполне справедливо обходили мрачное строение на углу Карловой площади стороной, считая его прибежищем нечистой силы. Однако несчастный студент об этом не знал и нарушил заклятие "дома Фауста"…

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Истории не может быть
Российский государь структурируется в результате персонификации Места, т. е. наложения Воображаемого «центра мира» на Реально опредмеченный социально-символический конструкт, имеющий множество имен: вертикаль власти, порядок, Россия и т. ...

Партийные элиты в виртуальном противоборстве
С появлением и развитием глобальной информационно-коммуникационной сети общего пользования зародились новые возможности эффективного политического управления. Особенно наглядно это просматривается в деятельности элит политических партий. ...

Андеграунд как новый истеблишмент
Одной из особенностей постсоветской эпохи является изменение статуса массовой культуры и ее поистине колонизаторская экспансия. Массовая культура существовала и в советские времена, но занимала «низовую» нишу, которая оставалась уделом пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru