InsideCulture

Искусство эпохи мезолита 10-6 тыс. лет до н. э.

Материалы » История первобытного искусства » Искусство эпохи мезолита 10-6 тыс. лет до н. э.

Страница 1

В конце мезолита - появление керамики. Эпоха мезолита характеризуется глобальным потеплением. Ледник растаял, отступил и на месте ледяных скал образовались моря, реки и озёра. Люди выбираются из глубины пещер и основывают стоянки на открытом воздухе, занимаясь охотой на мелкого зверя и рыбной ловлей. В этот период впервые можно говорить о формировании архитектурного мышления. Архитектурное пространство развивается снизу вверх, т. е. определяется характером покрытия. Основой первобытной конструкции стала крыша, и в зависимости от её конфигурации исследователи выделяют следующие типы построек: круглая, прототипом которой послужил шалаш ; прямоугольная постройка с наклонной кровлей ( косым навесом) и постройка с плоской крышей, наподобии крыльца, где опорами служат не стены, а столбы. В более позднее время круглая постройка послужит основой для купольной архитектуры, постройка с косым навесом - для высокой двускатной кровли и башнеобразных конструкций, а постройка с плоской кровлей определит характер античной архитектуры с её гармоничным равновесием всех элементов и станет эталоном всех подражающих античности планов светских и церковных сооружений.

Область живописи характеризуется повсеместным распространением антропоморфных изображений, и эти образы уже начинают приобретать значение, появляются в конкретной сюжетной привязке. Отмечается начало композиционных построений. Возникают связанные между собой большие композиции. Составляющие их фигуры имеют, как правило, небольшие размеры(75 см). Если в центре внимания пещерного искусства палеолита были животные, то теперь утверждается главенство человека. Сцены обычно пронизаны движением и состоят из большого количества схематически нарисованных персонажей. Главными становятся темы охоты и собирательства.

В пещере Андорра (10 тыс. лет до н.э.) процарапаные фигуры людей изображены в различных ракурсах. В композиции задействовано около десяти человек. Возможно, изображён какой- то обряд с последующим ритуальным танцем. Рисунки освобождаются из-под спуда пещеры и тянутся своим непринуждённым повествованием в горных ущельях и вдоль прибрежных скал. Так, на скалах Восточной Испании(8 тыс. лет до. Н. э.), в ущелье Гасулла изображена охота на кабанов, а в ущелье Валлорта находится огромный живописный ансамбль, состоящий из пятнадцати отдельных циклов. Самыми запоминающимися являются сцены загонной охоты на оленей, барана и кабанов. Следует отметить, что между отдельными племенами, избегавшими контакта в период палеолита, наблюдается активное взаимодействие, причём это взаимодействие зачастую приводит к военным столкновениям. Начиная с этого времени человечество вступает в эпоху войн, и как неопровержимое доказательство этого процесса можно рассматривать сцены со сражающимися воинами - начало батальной живописи. Здесь, в Валлорте, помимо сцен с охотой, изображена фигура лежащего человека, в которого вонзились многочисленные стрелы. Он окружён целым отрядом лучников с поднятыми луками. Такая же сцена находится в Куэва Ремиджиа.

В основе своей живопись трёхцветна: используются различные оттенки красного цвета, чёрная и белая краски. Связующими веществами по - прежнему остаются яичный белок, кровь, мёд. В рисунках главенствует контур, нанесённый кистью или пером.

Петроглифы не получают должного распространения. Поскольку преобладает динамический рисунок - набросок. Живопись мезолита продолжает оставаться многослойной, изображения накладываются друг на друга, как и на стоянках эпохи верхнего палеолита. В соответствии с этим фактом особо важное значение придаётся месту размещения живописи. Вероятно, речь идёт об особой сакральной территории, святилище, месте жертвоприношений, где старые изображения не "реставрировались", поскольку утрачивали свою силу и энергетику, а заменялись новыми. Г. Обермайер и А. Брейль различают четыре периода в развитии человеческих изображений эпохи мезолита:

1. Натуралистические изображения с соблюдением пропорций.

2. Геометризм фигуры(верхняя часть тела в виде треугольника, контраст тонких рук и крупных длинных ног).

3. Профильное изображение лица, ещё большее сокращение верхней части тела и длинные ноги.

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Социокультурные суперсистемы
В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры- искусство, образование, этику, законодательство, военное дело- П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, вза ...

Внутрииндоевропейская детализация
Сочетание фонем di- [dy] в форме *Dieuo в одних языках сохранилось (балтские, др.-инд. и др.), а в ряде других языков преобразовалось в dz (др.-гр.), y (лат.), sh (хет.) и zh (прасл. – если Жива происходит именно от этой формы). Вероятно, ...

Романтика жестокого романса
Жестокий романс во многих чертах глубоко отличен от традиционного фольклора. Художественный мир жестокого романса сложился на основе романтизма. Жестокий романс и романтическая поэзия связаны между собой как низшие и высшие проявления одн ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru