InsideCulture

Усольская усадьба Орловых-Давыдовых

Материалы » Усольская усадьба Орловых-Давыдовых

Страница 1

Нажмите, чтобы увеличить.

Фасад дворца

Известно, что село Усолье было подарено Екатериной II братьям Орловым еще в XVIII веке.

И усольская усадьба, пожалуй, самая старая из ныне сохранившихся в Самарской губернии. О ней известно, что в 1812 году деревянный графский дом выгорел вместе с большей частью села, и загородную резиденцию заново отстроили, только теперь из камня. План застройки усадьбы, включающей в себя дворцовый комплекс, парк и хозяйственные постройки, был разработан крепостными архитекторами Х.И. Сахаровым и А. Цукановым – при участии известного русского архитектора Дементия Жилярди, восстанавливавшего подмосковное имение графов Орловых. Парк закладывался в 40-х годах XIX века специально приглашенным французским садовником по рисункам самого владельца, Владимира Орлова.

Дворец строился в виде каменного замка с тремя домами и двумя воротами между ними на лицевой (восточной) стороне, с двумя флигелями вместо стен на южной и северной сторонах. Позднее к дворцу с запада был пристроен еще двор с каменной стеной и воротами, с двумя домами для лекаря и аптеки по южной и северной линиям флигелей. Каменные хозяйственные постройки возводились в 50-х годах позапрошлого века, в них содержалось до 20 тысяч баранов. Десятилетие спустя были произведены большие преобразования: усольская вотчинная контора была переведена из среднего большого дома в правый (южный) флигель, в остальной половине которого были оборудованы номера для приезжающих по службе. В самом графском доме все было перестроено «в лучшем виде и вкусе, начиная с полов, печей, рам, дверей, ходов и прочее и кончая крышею, балконами и верхнею над прежнею конторою террасою с будкою для наблюдения за Усольем и другими окрестными селениями и дорогами, и полями, особенно в случае пожаров, приезда Графов, и других обстоятельств. В Главной комнате бывшей конторы поставлен стол для билиарда, и портреты Графов 5-ти братьев, и в передней этой комнаты Гербы Владельца, его супруги, его детей и всех его родных» (протоиерей Сергий Преображенский «Усольская летопись», 1886 г.).

Нажмите, чтобы увеличить.

Дворец – вид с внутреннего двора

В левом флигеле была устроена паровая машина, вал которой проходил через слесарную, токарную и кузницу. Деревянные поделки производились в столярной, сельскохозяйственные машины и орудия хранились в помещениях в западной стене к северу от парадных ворот, а к югу была устроена паровая мельница. Тогда же был сделан и водопровод-самотек, проложенный от верхнего Красного колодца чугунными трубами на скотный и господский дворы.

Так выглядела образцовая передовая загородная резиденция местного дворянства. Доподлинно неизвестно, сколько раз в году наблюдатель на верхней террасе господского дома кричал: «Барин едет!», но что в саду росло 16 сортов сирени, известно точно. Сейчас уцелело от силы пять, местные жители используют парк для выпаса скота. Так или иначе разрушены или перестроены все 25 объектов исторической ценности на территории усадьбы, хотя наверняка их было не двадцать пять, а гораздо больше. Относительный порядок в усадьбе поддерживался с 1919 по 1975 годы, когда территорию занимал Усольский сельскохозяйственный техникум. Когда техникум перевели в новое здание, помещения усадьбы в основном были оставлены пустыми, что и привело их к запустению и разграблению.

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Матвей Федорович Казаков и его школа
Самым большим архитектором Москвы в 18-м веке, a вместе с тем и величайшим в России, был современник Баженова и сотрудник его по кремлевскому дворцу — Казаков. Этот загадочный человек, получивший все свое образование в Москве y кн. Ухтомс ...

Ритуалы, связанные с молодежью
Катания на санях и с гор, а также ритуальные гостевания в определенные дни являлись важной частью обрядов, связанных с темой семейно-брачных отношений и направленных на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать холостой молодежи найти себ ...

Оперные кошмары и сны
В отличие от восприятия оперы как знака культурной традиции, иной, снижающе-фамильярный план оперных ссылок хорошо демонстрирует фраза из очерка-фельетона "Три вида свинства": "То не Фелия Литвин с оркестром в 100 человек р ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru