InsideCulture

Близкие мотивы в мифологиях народов Севера и Ближнего Востока

Материалы » О возможности индоевропейского происхождения библейских имен » Близкие мотивы в мифологиях народов Севера и Ближнего Востока

Страница 2

Впрочем, близким к оригиналу может быть и шумерский миф, если уточнить, что мир высиживала Утка. В космогонических мифах индоариев мир тоже вышел из яйца (чем не современная «точка сингулярности», из которой образовалась Вселенная – причем версия с яйцом, пожалуй, более реальная).

В эскимосских мифах птица играет тоже важное значение, но это не Утка, а мудрый Ворон – посланник бога. Мотивы «божьих посланников» имеются также в иудейской (ангел – посланник бога), древнегреческой (aggelos – «вестник») и арийской (ангирас) мифологиях. А настоящим «перекидным мостом» между эскимосским Вороном-посланником и иудейским ангелом является сходно звучащее армянское слово аграв – «ворона». Это еще один аргумент в пользу индоевропейского «посредничества» во влиянии на мифологию Древней Передней Азии мифологии народов Арктики. Следует отметить, что армянская мифология (как и русские сказки) очень интересна тем, что в ней присутствуют именно реальные животные, что является характерным для палеоазиатских, африканских и других народов с архаичной мифологией.

Из этого беглого рассмотрения различных мифов можно сделать вывод об аналогии библейского Духа Божьего над водой и плавающей по первичному Океану (Хаосу) Утке, высиживающей Золотое яйцо (либо «Мировой Утке», как она названа в книге А.И. Асова [4] (см. также Царевна-Лебедь, у которой звезда во лбу горит и которая повелевает стихиями). Самым интересным и ставящим точку на этом обзоре Духа и Утки является один из результатов символической группировки индоевропейской лексики М.М. Маковским: и.-е. *and – «утка» и и.-е. *and – «дышать», «дух». Также следует обратить внимание на семантику имени аккадского демиурга Утнапиштима – «Нашедший дыхание».

Сказка о Теремке – 7 дней сотворения Мира

Следует заметить о не сразу бросающейся в глаза аналогии русской сказки о Теремке и описанием создания мира за шесть дней в Библии:

– Теремком в одном из вариантов сказки для ее героев послужила конская голова (т.е. череп) – это закодированный ближневосточный мотив создания мира из тела убитого Верховным Богом Чудовища (как правило, Змея или Дракона);

– сначала в Теремке поселяется Комар – это летающее насекомое символизирует сотворение Неба и Дня;

– затем поселяется Мышка – она живет в земле и символизирует сотворение Земли;

– затем поселяется Лягушка – живет в воде и символизирует сотворение Воды;

– затем – Заяц (в другом варианте сказки – Блоха) – это символ сотворения звезд («небесных блох»);

– затем поселяется рыжая Лиса – она своим цветом символизирует сотворение Солнца;

– затем поселяется ночной хищник Волк – символ сотворения Луны и Ночи;

– наконец приходит Медведь и все разрушает – то есть в мир приходит существо, которое начинает борьбу с этим миром (пояснения не требуются).

Другие аналогии

Имеются также аналогии между:

– др.-гр. мифом о путешествии Геракла на далекий Запад (за Гибралтарский пролив) на поиски чудесных яблок из Садов Гесперид, дарующих бессмертие. Геракл также был у гипербореев (Северная Европа) и на Рифейских горах (Урал), что является, по-видимому, воспоминанием о широкомасштабных передвижениях древних индоевропейцев и свидетельствует об индоевропейском происхождении этого мифа, кроме того, имя Геракл – чисто и.-е., означающее «Слава богини Геры», аналогичное славянскому Ярославу);

– шумерским мифом о путешествии с той же целью Гильгамеша (кстати, его имя созвучно как др.-гр. Гераклу, так и этр. Геркли, что также свидетельствует о первичности именно др.-гр. Мифа);

– библейским сказанием о существовании в рае Дерева познания добра и зла и Дерева бессмертия с соответствующими яблоками, причем рай этот также находился на западе, так как Адам с Евой из рая ушли на восток;

– русскими сказками о похождениях Ивана-царевича, в которых фигурируют и золотые яблоки и сундук с жизнью Кащея (опять-таки в яйце) на дубе.

Зоны возможных контактов западных семитов и индоевропейцев

Проследим, когда и где предки иудеев могли позаимствовать сакральную лексику у индоевропейцев. По Библии завет с Яхве заключил уже Ной, получивший от него первые заповеди. Затем Авраам в Харране (верховья Евфрата) путем размышлений под звездным небом пришел к выводу о наличии во Вселенной лишь одного бога. Наконец, настоящий фундамент новой религии заложил Моисей. Могло ли произойти заимствование имен Яхве и Ной в это время? С какими и.-е. народами в это время могли контактировать западные семиты?

Страницы: 1 2 

Рекомендуемые статьи:

Спасо-Преображенский монастырь
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Дата создания: Начало XVI века Материал, техника: кирпич, белый камень Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, г ...

На обломках дворянской атлантиды
Культура русской усадьбы, история ее длившегося целое столетие расцвета и блистательного полувекового заката, оборванного катастрофой 1917 года, далеко еще не исследованы с той полнотой, какой заслуживает это поразительное явление безвозв ...

Русско-Турецкая война 1877-78 гг. в отечественной литературе XIX века
"Разве война имеет две стороны: одну приятную, привлекательную, и другую, некрасивую и отталкивающую? Существует лишь одна война ." В. Верещагин Русско-турецкая война 1877-78 гг. стала заметным явлением в русской литературе ко ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru