В мире политического слогана
Внутренний динамизм слоганов достигается, в частности, использованием личных глагольных форм в изъявительном повелительном наклонении. С этой точки зрения удачным является использование прежде всего формы 2-го — «совместного» — лица множественного числа в слогане кандидата в Президенты-2000 А. Тулеева: Остановим агрессию против человека труда!; в слогане Движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки (Госдума-1999): Выручим Отечество!; в слогане Г. Жирнова (Партия пенсионеров, Госдума-1999): Защитим себя сами.
Предпочтительно, чтобы в слогане была выражена объективная модальность не долженствовательного характера, как, например, в слогане: Не ошибитесь в выборе (А. Васильев, Госдума-1999) или: К власти должны прийти честные и достойные люди (К. Севенард, выборы Губернатора Санкт-Петербурга, 1999). Концепт «достойный» является довольно популярным среди создателей политических слоганов, однако неприемлемым в силу своей полисемичности.
Тяжелым для восприятия по содержанию и тем более по форме является именная цепочка, популярная среди имидждмейкеров. Такая цепочка номинативных предложений должна состоять не более чем из трех компонентов, оптимальных для оперативной памяти избирателя: Разум. Воля. Результат (Г. Явлинский, президентские выборы, 2000). Ср. тяжелый для восприятия слоган: Опыт и знания, преданность делу и верность слову! (В. П. Занин, «Блок Ю. Болдырева», 1999) и не содержать семантическую «матрешку», как, к примеру, лозунг аграриев на выборах-1996: Отечество, народовластие, справедливость, благосостояние.
Оптимальной для слогана можно предложить модель бессоюзного предложения, по своей структуре ориентирующегося на разговорную речь, как в следующем примере: Возродим промышленность — возродим Россию (Ф. Аскеров, Губернатор, 1999), где бессоюзное предложение типизированной структуры, выражающее условные отношения, несомненно, четко, просто выражает основную цель политической коммуникации данного кандидата.
Критерий простоты слогана не должен интерпретироваться как «простота семантическая»: .Я работаю для Вас! (А. Ловягин, ЗакС Петербурга), Помогать людям (Г. Золоторубов, Госдума-1999), когда слоган, возможно, отражая, основное содержание программы кандидата, не является индивидуализированным посланием адресата своей аудитории.
И. Хакамада в своей предвыборной брошюре «Все самое лучшее для России» писала: «Мы устали от предвыборной агитации. Нам надоели пустые обещания, скучные одинаковые фразы. Но жизнь не остановишь и выборы не отменишь. Мы должны выбирать своих депутатов, а это значит, что предвыборные материалы нам все-таки нужны. Как же узнать, кто есть кто из политиков. Их мысли, их возможности, их дела». Слоган, как нам кажется, поможет во многом не только узнать, кто есть кто из политиков, но и оценить «языковой вкус эпохи».
Рекомендуемые статьи:
Творения, приписываемые св. Иустину: сомнительные и явно неподлинные
Высокий авторитет св. Иустина в древней Церкви имел следствием тот факт, что под его именем среди христианских читателей циркулировали многие сочинения или явно ему не принадлежащие, или те, принадлежность которых перу святого очень и оче ...
Литературная новинка — вербатим
Вербатим в переводе с латинского значит “дословно”11 и представляет собой технику создания текста путем монтажа дословно записанной речи. Схему работы можно изложить по пунктам: драматург выбирает тему, собирает материал, то есть берет ин ...
Русский и западный символизм
Существенная проблема истории русского символизма — его соотношение с символизмом западным, шире — с западной литературой и философией.
По этому вопросу существуют различные точки зрения. Отметим прежде всего два взаимоисключающих взгляд ...