InsideCulture

Храм в храме: как русские матрешки

Материалы » Майя. Иероглифы и пирамиды » Храм в храме: как русские матрешки

Страница 1

Гора, возвышающаяся над развалинами Копана - столицы исчезнувшего государства майя, - изрыта шахтами и тоннелями, будто это головка швейцарского сыра. Вот уже сто лет археологи ведут раскопки в возвышенности, на которой когда-то размещался центр города. Предметы материальной культуры, найденные в земле, и расшифровка обнаруженных надписей раскрывают картину зарождения, расцвета и падения культуры наиболее развитого народа Центральной Америки - майя во времена I тысячелетия после Р. Х.

Для археолога доктора Н. Грубе и радость и мучения начались с обнаружения под слоем грунта лестничной ступеньки. На ней виднелись сильно выветренные иероглифы. Лестница вела к какому-то культовому сооружению, которое лежало внутри пирамиды. Так оно и оказалось. Строители майя применили принцип "матрешки": построив маленький храм - примерно 1300 лет назад, - они засыпали его песком и возвели на этом холме новое, крупное культовое сооружение.

Такое захоронение храмов не было, как выяснилось, редкостью во времена майя. Все выдающиеся по архитектуре и назначению здания "одевались" другим сооружением. Древние архитекторы при этом прилагали все усилия к тому, чтобы верхняя постройка не повредила спрятанную внутри.

Первое открытие существования такой "внутренней", захороненной постройки принадлежит директору проекта изучения старинных сооружений в Копане Рикардо Агуриа. В 1992 году Агуриа, проникнув через тоннель, проделанный в наружной постройке, неожиданно для себя наткнулся на каменную стену, которая уходила вверх на 12 метров. Он оказался в переднем помещении, под кровлей "внутреннего" храма, получившего у археологов имя: "Роза-Лила".

Фасад внутреннего храма был украшен двухметровой маской верховного "птичьего" бога. Стены покрывали многочисленные, прекрасно сохранившиеся орнаменты. После кропотливой расшифровки найденных иероглифов археологи смогли узнать, что храм Роза-Лила был построен в 557 году нашей эры и посвящен монарху "Лунному Ягуару", или Туик-Балам, как звучит это имя на языке майя.

Благодаря стараниям Рикардо Агуриа теперь вокруг внутреннего храма сделан кольцевой проход, но он доступен только для ученых. Туристы, правда, тоже не обижены: этот храм в натуральную величину воспроизведен в музее. Его размеры таковы: 15 на 10 метров, а высота - 12 метров.

Изготовление многих строительных деталей требовало обожженной извести. Чтобы ее получить, древние майя сожгли все леса в окрестностях города. В шестом столетии нашей эры Копан оказался посреди пустыни. Это экологическое бедствие стало одной из причин гибели государства. Политическая причина наступила на 200 лет позже. Повелитель другого государства - Бутц`Тилив - захватил в плен владыку Копана, получившего в народе прозвище "18 кроликов" (13-го в династическом ряду). Эта война положила конец мирному соседству государств майя, продолжавшемуся два века.

Плененный вождь Копана был торжественно принесен в жертву. Копан потерял не только главу государства, но в его лице и покровителя искусств: до наших дней дожили парк со скульптурами и прекрасный храм, основанные этим правителем. Поражение Копана тем не менее не лишило последующего его правителя - 15-го - Бутц`Юипа ("Дым - это его сила") гордости за своих владетельных предков, и он повелел построить каменную лестницу с 56 ступенями, на которых более чем 2000 иероглифов изложили всю историю династии, правившей Копаном.

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Необходимость математического абсурда не доказуема
Что же касается степени плагиата, то в двух рассматриваемых случаях она вроде бы несопоставима. Разве художники, привечаемые, скажем, столичной галереей "М'АРС" - те же Константин Худяков и Сергей Шаров или Андрей Костин, Владим ...

Феномен греческой литературы
Греческая культура — это основа европейской культуры, ее корни, ее источник. Маленькая и небогатая Греция, подобно атому, сконцентрировала огромную культурную энергию. Впоследствии, когда завоеватели начали ее дробить и разрушать, она рас ...

Годы учения
Учился у своего отца — Х. Руиса, в школах изящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии «Сан Фернандо», увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям. Испытал воздействие анархизма. В 1900 Пикассо впервые ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru