InsideCulture

Искушение Христа в пустыне

Материалы » Искушение Христа в пустыне

Страница 3

Чудо превращения воды в вино, как и чудо приумножения хлебов, со всей очевидностью содержит в себе элементы Евхаристии. Этим объясняется то, что сюжет этот стал общепринятым. Он широко использовался в качестве темы религиозной живописи уже с первых веков христианства, хотя в отличие от другого сюжета, связанного с трапезой — Тайная вечеря, — долгое время (вплоть до XV века) не был принят для изображений в монастырских трапезных, поскольку толковал о пире брачном, пусть и о браке символическом; монашеские же уставы запрещали брак совершенно. Важнейшим моментом в этом сюжете, естественно, является чудо превращения воды в вино. В истории живописи известны примеры сопоставления Брака в Кане с Тайной вечерей, сопоставления, считавшегося возможным именно в силу акта превращения: в первом случае воды в вино, во втором — вина в кровь Господню. Композиция Брака в Кане — вид пиршественного стола — у итальянских художников Возрождения (Веронезе, луврская картина) напоминает композицию Тайной вечери (в частности, Леонардо да Винчи): Христос в центре стола, места за которым вместо двенадцати апостолов занимают гости пира. Но нередко также Христос изображается сидящим сбоку, с краю (Джотто, Джусто ди Менабуои).

В изображениях этого сюжета в искусстве первых веков христианства у Христа в руке может быть магический жезл — дань античной традиции. В произведениях более позднего времени, особенно в искусстве Возрождения, Иисус обычно освящает сосуды — водоносы — с образовавшимся в них по его воле вином. Число сосудов может быть различным — от одного до семи, но чаще всего художники следуют евангельскому рассказу и изображают шесть водоносов, представляемых в виде античных амфор, украшенных изысканным орнаментом, как на таблетке кафедры Максимиана.

Прежде чем уяснить себе символический смысл, заключенный в превращении "наполненных до верха" водоносов, необходимо понять прямой смысл того, о чем поведал Иоанн. По некоторым подсчетам, сосуды, о которых идет у него речь, вмещали в себя от восьмидесяти до ста двадцати литров воды. "По обычаю очищения иудейского" — это значит, что воду эту использовали не как питьевую, а для, так сказать, технических целей: для омовения рук и мытья посуды до и после еды. По-видимому, на многолюдной свадьбе, празднование которой на Востоке продолжается несколько дней, сосуды необходимо было неоднократно наполнять. Стояли такие водоносы не в доме, а во дворе. Именно эту воду Христос превратил в вино. Но от распорядителя пира — архитриклина — необходимо было скрыть, что в вино превращена вода из водоносов, из которых, по правилам иудеев, никак нельзя было пить.

Этим объясняется то обстоятельство, что Христос послал посредников — служителей — отнести получившееся вино на пробу распорядителю пира. Пробовать публично вино, прежде чем предложить его гостям, по древней иудейской традиции входило в его обязанности. Все сказанное объясняет те случаи, когда художники изображали разных персонажей — архитриклина и служителя (или служителей), наполняющих сосуды (Джусто ди Менабуои, Босх).

Все комментаторы Евангелия от Иоанна согласны в том, что чудо, совершенное в Кане, заключает в себе мистический смысл. Шесть каменных водоносов — это шесть веков мира. Вода в них, в которой было сокрыто невидимое человеку вино, — это Моисеев закон, за буквой которого скрыт Христос. Писание, понимаемое только буквально, — это всего лишь безвкусная вода, которая, будучи одухотворенной, становится истинным вином. Христос был скрыт от мира, как вино в воде, в течение шести веков (имеются в виду библейские века: Адама, Ноя, Авраама, Давида, Иехонии и Иоанна Крестителя). Он явил себя в седьмом веке, и его царствие будет длиться до дня Страшного суда, то есть до начала восьмого века, у которого уже не будет конца. Из сцен, окружающих главную - Брак в Кане, - как они предстают в европейском искусстве, становится очевидным, что эта символика принималась старыми мастерами. Так, один из витражей Кентерберийского собора содержит изображения аллегорических фигур шести (по числу водоносов) возрастов человека: infanta (младенчество), puertia (детство), adolescentia (молодость), juventas (зрелость), virilitas (преклонный возраст), senectus (старость); здесь же — шесть веков человечества, отмеченных на манер путевых столбов - фигурами Адама, Ноя, Авраама, Давида, Иехонии и Иисуса Иоан Креститель пропущен. Наконец, две латинские строки, сопровождающие этот сюжет, не оставляют сомнений в необходимости истолковывать это изображение символически: "Hydria metreta capiens est quaelibet aetas: Lympha dat historian, venum n)tat allegoriam" ("Водоносы,содержащие метреты (мера жидкости, равная 39,29 л. — A.M.) воды, символизируют века.Вода заключает в себе историческое значение, вино — аллегорическое".)

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Государственный Эрмитаж
В самом центре Санкт-Петербурга, в пяти величественных зданиях, созданных в XVIII-XIX веках знаменитыми зодчими, разместился Государственный Эрмитаж. Ведущее место в этом неповторимом архитектурном ансамбле занимает Зимний дворец - рези ...

Концепция черт культуры. Культурные универсалии
Культурными чертами в антропологии называют базисные единицы культуры. Это — далее не делимые единицы культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Они подразделяются, как показывает А.И.Кравченко, на уни ...

Лукреций
Тит Лукреций Кар (95 — 55 гг. до н. э.) написал единственную дошедшую до нас философскую поэму "О природе вещей". Некоторые греческие философы создавали эпические сочинения на эту тему, но они не сохранились. Биография автора на ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru