InsideCulture

Крымский альбом В. А. Жуковского

Материалы » Крымский альбом В. А. Жуковского

Страница 2

В начале сентября 1837 года Жуковский впервые увидел Крым, который манил поэта еще четверть века назад, когда он думал написать поэму о князе киевском Владимире Святославиче и собирался посетить Херсонес. Он обстоятельно познакомился с Южным Крымом — нагорным и приморским, проехал по недавно законченной, извивающейся меж скал дороге через перевал к побережью, посетил владения новороссийского генерал-губернатора Воронцова, побывал в городах, быстро выраставших в то время на южном берегу, любовался садами и виноградниками, присматривался к быту местных жителей. Путешествуя то верхом, то в экипажах, Жуковский рисует на всех стоянках и составляет своеобразный “дневник в картинах”, последовательно, день за днем фиксируя увиденные красоты природы, исторические и архитектурные памятники, встреченных людей.

Большое место в крымских рисунках занимают изображения спутников по поездке, местных жителей, животных — волов, верблюдов, собак. Каждый лист альбома говорит с наблюдательности Жуковского, о поисках эмоциональной выразительности в рисунке. Часто изображаются характерные для Крыма далекие перспективы: высокие горы и сливающиеся с горизонтом равнины и заливы. В море и горах он видел наиболее яркое выражение величия и красоты природы. Он прекрасно зарисовывает Аю-Даг и на фоне горы — пустынное тогда местечко Артек. В Ореанде с разных точек изображает отвесные скалы и горы, а на одном из рисунков запечатлевает себя, рассматривающего со скалы далекую живописную панораму южного берега.

В Массандре Жуковский рисует утесы Яйлы, виноградники, залив и окруженную огромными деревьями грецкого ореха церковь Иоанна Крестителя с портиком дорического стиля.

Церковь не имеет колокольни: колокола просто подвешены к сучьям столетнего дуба. С большой любовью Жуковским сделаны зарисовки мест, связанных с именем А. С. Пушкина, — Бахчисарая, мыса Феолент, Георгиевского монастыря, Гурзуфа.

13 сентября поэт осматривал Севастополь, любовался панорамой города с башни оптического телеграфа. Основанный сразу после включения Крыма в состав России в 1784 году, город стремительно рос вместе с черноморским флотом. На рисунке Жуковского показан вид севастопольского рейда с многочисленными боевыми кораблями, принимавшими участие в маневрах. Выразительна фигура моряка, рассматривающего в подзорную трубу бухту и далекий берег. В подписи под рисунком сказано: “Адмирал Гей”. Это адмирал Логин Петрович Гейден (1772—1850), соратник прославленного русского флотоводца Д. Н. Сенявина, участник знаменитого Наваринского сражения.

На многих рисунках Жуковского — изображения руин, с которыми связаны предания и легенды. В Балаклаве он делает зарисовки развалин Генуэзской крепости на высокой скале, живописного вида на море и залив между мысами Феолент и Айя.

25 сентября в Шумах Жуковский рисует Кутузовский ключ — фонтан, установленный во время прокладки дороги Симферополь — Алушта вблизи того места, где в 1774 году Кутузов в сражении с турками был ранен в голову и лишился глаза.

В обширном графическом наследии В. А. Жуковского Крымский альбом занимает особое место. Он создан отличным рисовальщиком, имеющим многолетний опыт пейзажного, жанрового и портретного рисунка. Реалистический характер графики Жуковского придает исторический интерес этому альбому, в котором Крым изображен таким, каким увидел его внимательный путешественник почти полтора века назад.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Барокко в Петербурге
С Петра Великого начинается новая эра в русской истории, a вместе с тем и в русском искусстве. Не надо, однако, думать, что могучей волей исполина, Россию вздернувшего на дыбы, все русское было обречено на гибель и на его место насильно в ...

Спасо-Преображенский монастырь
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Дата создания: Начало XVI века Материал, техника: кирпич, белый камень Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, г ...

Социальные аспекты художественно-религиозной целостности
На социальном уровне эта внутренняя противоречивость обнаруживалась в том, как искусство и религия относились к человеку, ибо и для искусства и для религии человек является главным предметом: и религия и искусство, каждая по-своему, пытаю ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru