Бисероплетение
Бисер и стеклярус обычно воспринимаются как материал для женских украшений, мелких изделий бытового и декоративного назначения. Но стеклянные зерна использовали и для отделки интерьеров. Так, по свидетельству известного русского историка И. Е. Забелина, в некоторых покоях Московского Кремля "стены клейстеровали мукой или клеем и по этому грунту насыпали стеклярусом . В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обиты полотном и выгрунтованы мелом . и насыпаны стеклярусом по зеленой земле".
Для многих народов Российской империи элементы одежды, отделанные бисером, стали неотъемлемой частью национального костюма. Женская одежда севера и юга России существенно отличалась друг от друга. В северных и центральных губерниях основу костюма составляли рубаха, сарафан и кокошник - сарафанный комплекс одежды, а в южных был распространен более архаичный - поневный, состоящий из рубахи, поневы и "сороки". Однако во всех типах народного костюма разнообразием и богатствам отделки выделялись женские и девичьи головные уборы. Женские уборы отличались от девичьих тем, что полностью скрывали волосы, так как, по древнему славянскому обычаю, женщина не должна была появляться на людях простоволосой.
Ярко выраженные региональные особенности женского костюма проявлялись не только в покрое, но и в способе его отделки. Кокошник и другие элементы женской крестьянской одежды северных губерний были богато украшены мелким речным жемчугом, золотным шитьем, стеклами в металлических оправах. Широкому распространению жемчужного шитья способствовала относительная доступность материала. Пресноводные моллюски жемчужницы в изобилии водились в северных реках и озере Ильмень, а более крупный жемчуг привозили из Кафы (Феодосия).
Жемчужное шитье известно на Руси еще с Х века. На протяжении нескольких столетий жемчугом отделывались церковные облачения, обувь и одежда, головные уборы и украшения. С середины XVIII века в народном костюме наряду с жемчугом стали использовать и бисер. Технические приемы работы с бисером, применяемые в народном искусстве русского Севера и Поволжья, практически не отличались от традиционных приемов жемчужного шитья. При декорировании изделия жемчужины, как правило, укладывались либо поверх навитого ранее хлопчатобумажного шнура (шитье по шнуру), либо поверх пеньковой или хлопчатобумажной нити белого цвета (шитье по бели), тем самым поднимаясь над плоскостью ткани. Соединение в одной композиции больших и малых жемчужных зерен подчеркивало рельефность изображения.
Рекомендуемые статьи:
Православные храмы Сибири и творчество итальянских архитекторов
Архитектура России прошла долгий путь развития. Сменялись эпохи, стили, направления. К. Валишевский писал, что Россия была одной из тех лабораторий, где самые разнообразные художественные течения встречались и смешивались, чтобы создать с ...
Зрелища, концерты и «вокзалы» в общественных садах Петербурга первой трети XIX века
Сад – это не мертвый, а функционирующий объект искусства. Его посещают, в нем гуляют, отдыхают, размышляют, развлекаются – во всякую эпоху по-своему.
(Д.С. Лихачев)
Общественный сад с «увеселениями» и музыкой являлся важнейшей частью го ...
Музей истории архитектуры Софийского Собора
Экспозиция музея размещается в Софийском соборе, памятнике архитектуры середины XI – середины XVIII вв. Музей открыт в 1987г. Экспозиционная площадь – 870м2. Концертный зал в Софийском соборе открыт в 1983 г., рассчитан на 304 места. Эксп ...