InsideCulture

Умельцы и мудрецы казахских степей

Материалы » Умельцы и мудрецы казахских степей

История непредсказуема. Порою громкое событие, будоражившее общество, может скоро забыться и стать рядовым фактом прошлого. Порою, наоборот, казалось бы, самое ординарное событие, самое обыденное явление может при стечении обстоятельств иметь поразительные последствия в жизни страны и судьбе ее населения. Это положение хорошо иллюстрирует история возникновения казахской национальной государственности - Казахского ханства.

Казахское ханство было основано двумя султанами - Гиреем и Джанибеком. В 864/1459-60 гг. Гирей-султан, Джанибек-султан и некоторые другие Чингизиды из рода Джучи, старшего сына Чингиз-хана, недовольные властью хана Абу-л-Хайра (правил в Узбекском улусе, государстве, возникшем в степях западного и центрального Казахстана в результате распада Золотой Орды, в 1428-1469 гг.), с подвластными им родами и племенами покинули Узбекский улус и прикочевали в пределы округа Чу и Козы-Баши на юго-востоке Казахстана.

Кто мог тогда, в 864/1459-69 годах предвидеть, что откочевка за пределы страны группы недовольных верховной властью родов и племен во главе с султанами окажется судьбоносной. Между тем, история сложилась так, что именно это событие стало началом нынешнего Казахстана. Да и возникновение самого топонима Казакстан - один из конкретных результатов той перекочевки.

Дело в том, что в ту эпоху для обозначения временного состояния вольных людей, оторвавшихся по разным причинам от своей социальной среды или государства и принужденных обстоятельствами вести жизнь искателей приключений, употреблялось тюркское слово казак, известное еще с первой половины XIII века. Так как Гирей, Джанибек и их приверженцы были людьми, ушедшими от своих и скитавшимися по окраинам государства кочевых узбеков Восточного Дешт-и Кипчака, к которому они принадлежали и находившимися с ними в состоянии войны, то их прозвали узбеками-казаками, т.е. узбекскими казаками, или просто казаками. Имя это за ними закрепилось.

Умер Абу-л-Хайр-хан. В Узбекском улусе началась борьба за верховную власть. В этой обстановке Гирей, Джанибек и их казачья вольница вернулись в Узбекский улус и в 875/1470-71 гг. захватили верховную власть в стране. Так впервые была основана династия собственно казахских султанов. Имя казак сначала передалось ханству, а затем стало названием народности. С первых десятилетий ХV1 века за страной закрепилось название Казакстан ("Страна казаков").

С тех далеких пор и до ныне коренные жители этой огромной страны себя иначе и не называют как казаками. Под этим же названием они были известны у соседних народов. И в русских документах ХVI-ХVII вв. их именовали казаками, а их государство Казачьей, или Казатцкой Ордой. С XVIII столетия в русских источниках, а затем и в европейской литературе казаков (казахов) ошибочно стали называть киргизами, киргиз-казаками и киргиз-кайсаками, а их государство - Киргиз-Кайсацкой Ордой. В 1925 году было восстановлено самоназвание народа "казак". Широко распространенное ныне слово казах представляет собой поздний (XIX века) русский вариант тюркского казак и было введено в официальное обращение с 1936 года.

Казахское ханство представляло собой типичное кочевническое государство, в котором продолжали жить традиции монгольской империи. Государство казахов рассматривалось в качестве собственности всей царствующей фамилии и распадалось на множество крупных и мелких владений. Управление находилось в руках Чингизидов - потомков Чингиз-хана, для обозначения которых употреблялся термин султан.

Султаны Чингизиды составляли высшее сословие социальной иерархии - ак-суйек ("белая кость"). Только султана можно было провозгласить ханом. Султаны не относили себя ни к одному из жузов, ни к одному из тюрко-монгольских племен, не разделялись на колена и составляли замкнутое аристократическое сословие. Султаном надо было только родиться. Родство по женской линии с "золотым родом" султанов не делегировало зятю никаких прав и привилегий Чингизидов.

К ак-суйек относились также сайиды и ходжи, которых Чингизиды признали "первенствующим сословием" еще в XIV веке. Сайидами называются в мусульманском мире потомки пророка Мухаммада (умер в 632 г.н.э.) от его дочери Фатимы и четвертого халифа Али (правил в 656-616 гг.). Они пользовались у мусульман не только почетом, но и многими привилегиями. В частности, только они могли безнаказанно говорить всю правду мусульманским государям и даже укорять их за неправедный образ жизни. Сайиды считались главными представителями религиозных идей мусульманства и не подлежали смертной казни. Звание сайид высоко ценилось.

Ходжа (букв, "хозяин", "господин") в Средней Азии и Казахстане - почетное прозвание людей, которые считаются потомками ближайших сподвижников пророка Мухаммада, а именно: четырех праведных халифов - Абу Бакра, Омара, Османа и Али (за исключением потомков последнего от брака с дочерью пророка Мухаммада Фатимой). Таким образом, в отличие от сайидов, ходжи не имеют единой генеалогии. Ходжи стояли вне родовых общин, а также не причисляли себя ни к казахам, ни к узбекам, ни к таджикам. Они как султаны и сайиды, составляли замкнутое сословие, занимали место на вершине социальной пирамиды и пользовались привилегированным положением.

В противоположность "белой кости" остальной народ назывался кара-суйек ("черная кость").

В казахском обществе прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. С начала ХVП века все казахские роды и племена были объединены в три группы, именуемые самими казахами Улу жуз (Большой или Старший жуз), Орта жуз (Средний или Серединный жуз) и Киши жуз (Малый или Младший жуз). В дореволюционной исторической литературе вместо жуз употреблялся в давние времена пришедший в русский язык термин орда.

Общественное положение каждого отдельного представителя кара-суйек, будь он потомственным бием (родоначальникам) или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени. Наличие же трех жузов делала общество казахов глубоко ранжированным сообществом: существовало старшинство не только между родами внутри каждого жуза, но и между самими жузами.

Согласно этнографическим наблюдениям, порядок - старшинства соблюдался: при определении места в боевом порядке; при разделении военной добычи; при вступлении в дом и рассаживании по местам; при открытии торжества; при представлении качества предлагаемого в гостях и на пирах кушанья. С XVIII века, после смерти последнего общеказахского хана, каждый жуз представлял собой самостоятельное политическое образования. Окончилась история Казахского ханства. Началась история Казахских ханств (жузов - орд). В XIX веке Казахские жузы были присоединены к Российской империи.

Рекомендуемые статьи:

Социальные функции культуры
Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры — консервации, трансляции и социализации. 1. Культура — тип социальной памяти общности — народа или этноса (функция консервации). Она вк ...

Женщины в ремесленных мастерских Помпей
Античное общество в целом, и древнеримское в частности, как известно, было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся о ...

Буддийский релятивизм и эстетическая экзистенция
Фундаментальной идеей буддийской гносеологии является идея о нерасчлененности субъекта и объекта, человека и природы, материи и духа. « .Будда . постоянно учил, - пишет О. Розенберг,— что .самостоятельного «я» нет, что нет и обособленного ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru