InsideCulture

Дни кочевников Великой Степи

Материалы » Умельцы и мудрецы казахских степей » Дни кочевников Великой Степи

Основным занятием казахов было пастбищное скотоводство. Скот - главное богатство казахов, - доставлял им продукт питания, материал для одежды и жилища, служил им транспортом. Казахи разводили овец, лошадей и верблюдов. Крупный рогатый скот занимал в их хозяйстве незначительное место, так как не приспособлен к условиям круглогодичного выпаса и особенно к добыванию корма зимой из-под снега. Ведущее место по хозяйственному значению у казахов занимали овцы. Степных овец отличает выносливость и хорошие мясо-молочные качества.

Надо ли говорить, что значила в жизни кочевников лошадь. Кочевник от лошади неотделим. Он не пойдет пешком даже на малое расстояние. Лошадь, по понятию кочевника, возвышает человека. Отсюда установилось правило, согласно которому тот, кто желает оказать уважение при встрече другому лицу, должен сойти с лошади на землю. Только равный с равным могут приветствовать друг друга, оставаясь на лошадях.

Кочевники не только использовали лошадь для верховой езды и гужевой перевозки. Она их питала и одевала. Без конных состязаний не обходился ни один праздник. На досуге жители степи любовались табуном свободных лошадей с несущимся впереди долгогривым красавцем-жеребцом. Верблюды в хозяйстве казахов были незаменимы при перекочевках и перевозках грузов. Их, как и быков, использовали для перевозки домов-кибиток, поставленных на колеса. Кроме того, с верблюдов снимали шерсть, а калорийный и вкусный напиток шубат ценился наравне с кумысом.

Скот был частно-семейной собственностью. Зато право общинного пользования пастбищами принадлежало всем свободным членам кочевого общества. Правила перекочевок, выработанные многовековым опытом, основывались на учете травяного покрова в том или ином районе в соответствии с сезонами года. Вся территория выпасов делилась на четыре типа сезонных пастбищ: зимние (кыстау), весенние (коктеу), летник (джайлау), и осенние (кузеу).

Места для зимовок чаще всего выбирались возле рек. На берегах рек находились густые заросли камыша и кустарника, служившие в суровую зимнюю пору кормом для скота и хорошо защищавшие его от снежных метелей и пурги.

Зимой казахи-кочевники размещались как можно более просторно, чтобы около каждой зимовки была обширная кормовая площадь для выпаса скота. Зимние стойбища кочевников бывали всякого рода. Но обычно - это поставленные на небольшие углубления - ямы и занесенные снежными сугробами юрты и кибитки, в которых беспрерывно разводился огонь. Для скота заранее строили загоны, чаще всего из камыша, кый, бараньего помета.

В декабре кочевники занимались согумом - раз в год шел забой скота для обеспечения себя продовольствием на зиму.

Дни согума были днями зимних игр и развлечений, пиров и взаимных угощений. Но все кончается. Наступали январь и февраль - самые трудные для хозяйства и самые тревожные для кочевников месяцы.

С наступлением весны, которую кочевники всегда встречали с восхищением, казахи откочевывали на весенние пастбища. Здесь, в отличие от зимних стойбищ, юрты и кибитки разбивались большей частью на сопках и возвышенностях. Весь световой день кочевники проводили вне жилых помещений, под открытым небом. Здесь отощавший за зиму скот набирал вес, приносил приплод.

В летние дни, когда наступает зной таммуза (июльская жара) и время множества пожаров, казахский народ занимает места по окраинам степи. На летовках жили более сплоченно, чем зимой. Жизнь на джайлау была самым привольным временем. Тут справлялись свадьбы, проводились различные игры, конные скачки, устраивались состязания борцов, певцов, музыкантов и сказителей.

С наступлением осени скотоводы уходили на осенние пастбища, которые в большинстве случаев совпадали с весенними. Здесь производилась осенняя стрижка овец. Тут же производилась баранта, т.е. насильственный угон скота за неуплаченный долг, калым, но непременно с ведома старейшин рода истца. Осенью же проходили народные собрания с участием всех взрослых мужчин казахского общества, на которых решались важные для страны дела.

Кочевой быт был сопряжен с большими трудностями и требовал огромных усилий для сохранения и умножения поголовья скота в условиях круглогодичного выпаса. Тем не менее казахи-кочевники были убеждены, что их жизнь лучше жизни горожан и земледельцев, запертых в тесном пространстве домов и кварталов. Это настроение прекрасно выражено у среднеазиатского автора Ибн Рузбихана, который писал в 1509 году: "В настоящее время казахи ничего не знают о радостной жизни, благоденствии и довольстве узбеков. Суровый и грубый образ жизни, который они ведут, они представляют себе основой спокойствия и досуга , не признают ничего более благородного и приятного".

Рекомендуемые статьи:

Какими качествами характеризуется глобализация
Основная характеристика процесса глобализации, протекающего в современном мире — экстраполяция либерально-демократических ценностей на все регионы без исключения. Это значит, что политические, экономические, правовые и т.д. системы всех с ...

Кодификация воспитательной традиции знати
По форме книга Феогнида относится к тому же жанру, что и крестьянская мудрость гесиодовских "Трудов и дней" и сентенции Фокилида. Это "наставления" [16]. Слово встречается в конце вступления, непосредственно перед нача ...

Ритуальный бред
Конечно, все это «мифологические» образы. И именно в силу своей «мифологичности» они наделяются качествами алогического, иррационального. Политика превращается в некую «ритуально-мифологическую» игру, «ритуальный бред», по выражению М. К. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru