InsideCulture

Постмодернистское мировоззрение

Материалы » Позитивистская и постмодернистская парадигмы » Постмодернистское мировоззрение

Страница 3

Если для эпохи модерна характерна довольно жесткая связь классовой, профессиональной принадлежности и стиля потребления, то для эпохи постмодерна присуща тенденция к ослаблению этой связи. Символы прежних поколений уже не в состоянии передавать прежний смысл, так как ярлыки высокостатусных домов мод появляются на одежде и других товарах, которые доступны любому имеющему деньги и к которым может стремиться любой. Не имеющие достаточно средств для их приобретения могут их украсть и использовать (Bocock 1993: 31).

Табл.: Мир модерна и постмодерна

Модернизм

Постмодернизм

Однолинейность, одновариантность развития мира.

Многовариантность развития мира.

Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д.

Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества.

Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм.

Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, опасения, предсказания конца света, истории и т.д. З.Бауман: "Потерял силу любимый призыв всякого государства с инженерными претензиями: терпеть сегодня во имя счастливого будущего" (1994: 74).

Безоговорочная вера в прогресс

Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса. З.Бауман: "Люди не ожидают от будущего чего-то абсолютно иного по сравнению с настоящим" (1994:73).

Вера в познаваемость мира, во всесилие науки.

Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций.

Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки.

Недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества.

З.Бауман: "Не то или иное конкретное государство потеряло авторитет, но государство как таковое, власть как таковая ." (1994: 74).

Идея единой культуры общества

Идея фрагментарности культуры

Массовое производство одинаковых вещей

Переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами

Производство - базис общества

Общество постмодерна - это общество потребления

Основа экономики - национальный рынок

Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях производство, рассчитанное на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, может быть массовым, дешевым и прибыльным.

Каждая страна - это особая культурная реальность. Чтобы познакомиться даже с отдельными ее частями, надо отправиться в путешествие.

Возникновение гиперреальности (Thomas: 55). По всему миру возникают участки иной культурной реальности. Например, "Дисней-ленды", "Макдональдсы", китайские, французские, итальянские и т.п. рестораны.

Потребление - это прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека

В обществе постмодерна потребление - это прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуемые статьи:

Римский акведук в Ниме
В любой из погожих солнечных дней близ города Нима, что на юге Франции, можно встретить тысячи экскурсантов, гуляющих по мосту через реку Гардон, или Гар, который был построен 240 лет назад. Большинство из них почти не обращают внимания н ...

Пушкин и Кубань
Говоря о пребывании Пушкина на Кубани, его впечатлениях о нашем крае, многие литераторы и краеведы сетуют на то, что Пушкин в своих произведениях почти не касался тех мест, по которым проезжал в августе 1820 года, когда вместе с семьей ге ...

Спасо-Преображенский монастырь
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Дата создания: Начало XVI века Материал, техника: кирпич, белый камень Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, г ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru