Постмодернистское мировоззрение
Если для эпохи модерна характерна довольно жесткая связь классовой, профессиональной принадлежности и стиля потребления, то для эпохи постмодерна присуща тенденция к ослаблению этой связи. Символы прежних поколений уже не в состоянии передавать прежний смысл, так как ярлыки высокостатусных домов мод появляются на одежде и других товарах, которые доступны любому имеющему деньги и к которым может стремиться любой. Не имеющие достаточно средств для их приобретения могут их украсть и использовать (Bocock 1993: 31).
Табл.: Мир модерна и постмодерна
Модернизм |
Постмодернизм |
Однолинейность, одновариантность развития мира. |
Многовариантность развития мира. |
Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д. |
Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества. |
Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм. |
Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, опасения, предсказания конца света, истории и т.д. З.Бауман: "Потерял силу любимый призыв всякого государства с инженерными претензиями: терпеть сегодня во имя счастливого будущего" (1994: 74). |
Безоговорочная вера в прогресс |
Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса. З.Бауман: "Люди не ожидают от будущего чего-то абсолютно иного по сравнению с настоящим" (1994:73). |
Вера в познаваемость мира, во всесилие науки. |
Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций. |
Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки. |
Недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества. З.Бауман: "Не то или иное конкретное государство потеряло авторитет, но государство как таковое, власть как таковая ." (1994: 74). |
Идея единой культуры общества |
Идея фрагментарности культуры |
Массовое производство одинаковых вещей |
Переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами |
Производство - базис общества |
Общество постмодерна - это общество потребления |
Основа экономики - национальный рынок |
Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях производство, рассчитанное на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, может быть массовым, дешевым и прибыльным. |
Каждая страна - это особая культурная реальность. Чтобы познакомиться даже с отдельными ее частями, надо отправиться в путешествие. |
Возникновение гиперреальности (Thomas: 55). По всему миру возникают участки иной культурной реальности. Например, "Дисней-ленды", "Макдональдсы", китайские, французские, итальянские и т.п. рестораны. |
Потребление - это прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека |
В обществе постмодерна потребление - это прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность |
Рекомендуемые статьи:
Златоустовская гравюра на стали
Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах.
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль деко ...
Культура античности
Античностью принято называть совершенно различные эпохи, нации и страны (3 тыс. до н. э. - 4 в. н. э.), которые мы объединяем по одному единственному признаку - гармонии, величию и красоте, которые исходят от творений того времени. При вс ...
Кунсткамера – часть российской Академии наук
Петр действительно прекрасно понимал пользу науки для государства.
Мысль о создании Академии Петр вынашивал давно. Проектов было много. Но дело затянулось. Своих ученых в России тогда не было, а с иностранцами возникли сложности. Петр тр ...