InsideCulture

Постмодернистское мировоззрение

Материалы » Позитивистская и постмодернистская парадигмы » Постмодернистское мировоззрение

Страница 3

Если для эпохи модерна характерна довольно жесткая связь классовой, профессиональной принадлежности и стиля потребления, то для эпохи постмодерна присуща тенденция к ослаблению этой связи. Символы прежних поколений уже не в состоянии передавать прежний смысл, так как ярлыки высокостатусных домов мод появляются на одежде и других товарах, которые доступны любому имеющему деньги и к которым может стремиться любой. Не имеющие достаточно средств для их приобретения могут их украсть и использовать (Bocock 1993: 31).

Табл.: Мир модерна и постмодерна

Модернизм

Постмодернизм

Однолинейность, одновариантность развития мира.

Многовариантность развития мира.

Иерархия культур с выделением эталонных. Стремление к культурной универсализации, ассимиляции и т.д.

Равноценность культур, сомнение в превосходстве культур, считавшихся эталонными. Идея культурного плюрализма как основы общества.

Вера в светлое будущее, безусловный оптимизм.

Сомнение в том, что завтра будет лучше, чем сегодня, опасения, предсказания конца света, истории и т.д. З.Бауман: "Потерял силу любимый призыв всякого государства с инженерными претензиями: терпеть сегодня во имя счастливого будущего" (1994: 74).

Безоговорочная вера в прогресс

Отрицание прогресса, особенно морального. Скептическое отношение к долгосрочным последствиям научно-технического прогресса. З.Бауман: "Люди не ожидают от будущего чего-то абсолютно иного по сравнению с настоящим" (1994:73).

Вера в познаваемость мира, во всесилие науки.

Сомнение в возможностях естественных и общественных наук, резкое сужение круга их функций.

Доверие государству как руке прогресса, опирающейся на достижения науки.

Недоверие к государству, отказ ему в праве вторгаться во многие сферы жизни общества, стремление к разгосударствлению общества.

З.Бауман: "Не то или иное конкретное государство потеряло авторитет, но государство как таковое, власть как таковая ." (1994: 74).

Идея единой культуры общества

Идея фрагментарности культуры

Массовое производство одинаковых вещей

Переход от массового производства к гибким и замещение массового рынка микрорынками, рыночными нишами

Производство - базис общества

Общество постмодерна - это общество потребления

Основа экономики - национальный рынок

Формирование глобального рынка, охватывающего весь мир. В этих условиях производство, рассчитанное на узкий круг потребителей, специфический и даже экстравагантный вкус, может быть массовым, дешевым и прибыльным.

Каждая страна - это особая культурная реальность. Чтобы познакомиться даже с отдельными ее частями, надо отправиться в путешествие.

Возникновение гиперреальности (Thomas: 55). По всему миру возникают участки иной культурной реальности. Например, "Дисней-ленды", "Макдональдсы", китайские, французские, итальянские и т.п. рестораны.

Потребление - это прежде всего инструментальная деятельность, направленная на удовлетворение природных потребностей человека

В обществе постмодерна потребление - это прежде всего потребление символов, а не инструментальная деятельность

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуемые статьи:

Архитектура Казахстана
Едва ли не самыми замечательными из памятников строительного мастерства и архитектуры средневекового Казахстана являются культовые здания. Среди сохранившихся до нашего времени строений особый интерес вызывают мавзолеи и мазары ("жил ...

Что такое культура
Чтобы понять что-то, необязательно давать ему определение. Определение не снимает непонимания. Можно попытаться проанализировать связи, рождаемые объектом исследования, в том числе и в нашем сознании, и тогда кое-что прояснится Нас интер ...

Как работал художник XVI-XVII веков
Выставки современной живописи последних лет свидетельствуют об интересе художников, особенно молодых, к технике живописи старых мастеров. Все чаще можно видеть картины, написанные под впечатлением полотен XVI — XVII веков, нередко появляю ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru