InsideCulture

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

Материалы » Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

Страница 1

Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.

Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: "Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон" (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки.

Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-искусствоведческий аспект).

Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.

Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи . С.50).

История советской игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 года началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового человека - строителя социализма (до этого времени работа над игрушкой и производство игрушек находилось в стихийном состоянии). Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения (См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4).

Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15). Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.

В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37). Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.

Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его . Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям" (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23).

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Эсхатология и этика
Связь между эсхатологией и "логологией" св. Иустина прослеживается прежде всего в учении о "двух Пришествиях Христа". Термин , употребляемый апологетом 29 раз, обозначает у него равным образом и "первое Пришествие ...

Женщины в ремесленных мастерских Помпей
Античное общество в целом, и древнеримское в частности, как известно, было весьма сложным и помимо сословно-классовой структуры включало различные объединения и группы. Помимо общины (civitas), самой крупной ячейки у древних римлян, вся о ...

Благовещенский собор Московского Кремля
Дата создания: 1484 г. Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru