InsideCulture

Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

Материалы » Игрушка и общество: о социологическом изучении игрушек советского общества

Страница 2

Из многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые являются объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче социального (социокультурного, общественного) опыта.

Предмет социологического изучения - игра и общение человека как развивающейся личности с игрушками, способствующими передаче социального опыта: норм, ценностей и стереотипов поведения в условиях советского общества и его подсистем.

Цель изучения - выявить и проанализировать типические ситуации игр и общения личности с массовыми игрушками советского общества. Перед исследователем встают задачи: во-первых, установить социальные факторы, влияющие на генезис и развитие тем и образов советских игрушек; во-вторых, выяснить, как и в связи с чем в советской игрушке отражена общественная система; и, в-третьих, определить функции, выполняемые различными типами игрушек в структуре советского общества и его подсистем. Для решения этих задач необходимо исследовать массовые игрушки СССР и их функции в различные периоды истории советского общества.

Отражательная функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: "Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Н.Д.Бартрам, - игрушка по своему существу делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи . С.46). К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически - "игриво" отражает природу, социум, объекты культуры и технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В.П.Пряхин называл эту специфику "своеобразием изобразительного языка игрушки". Элементы социальной системы специфически отражаются в советских игрушках. Остановимся на одном примере.

В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу, дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы соответственно: "Физкультурница", "Суворовец", "Врач", "Пограничник", "Школьница", "Нахимовец" и др.

В этих куклах отражаются социальные роли и профессии, присущие советскому обществу конца 40-х гг. Куклы отражают роли, относящиеся к молодежи, а также роли и профессии взрослых членов общества. Куклы в специфической - игривой форме воспроизводят элементы ролевой и профессиональной структуры советского общества и, тем самым, способствуют обыгрыванию той или иной роли в процессе игры с куклой. Следует подчеркнуть, что все образцы кукол, представленные артелью имени 8 марта были освоены в массовом производстве (Россихина С.В. Куклы и предметы для игры с куклами. // Игрушка. М., 1950. С.22.).

В заключении отметим, что социологическое изучение игрушек советского общества обладает спецификой, которая проявляется в определении, прежде всего, предмета изучения, а также, цели, задач и объекта изучения. Социологический подход интересен тем, что позволяет использовать специфический угол научного зрения на игрушку и выявить неизвестные стороны ее функционирования, известные же - рассмотреть полнее.

Страницы: 1 2 

Рекомендуемые статьи:

Фридрих Ницше в русской художественной культуре
Имя Ницше в связи с русским искусством ХХ века - один из тех, до недавнего времени тайных, но чрезвычайно важных, даже определяющих кодов, при помощи которых устанавливается подлинная, а не сочиненная связь времен. Сейчас уже бесспорно, ч ...

Александринский театр
Дата создания: 1816 г. - 1834 г. Автор: Росси К.И. Местонахождение: Санкт-Петербург Материал, техника: кирпич, белый камень, штукатурка Ныне Академический Драматический театр им. A.C.Пушкина. Здание Александринского театра представ ...

Толерантность общественного сознания: кросскультурный анализ российских и американских ценностей
Во всех обществах люди в большей или меньшей степени рассматриваются как экономические ресурсы, что, так или иначе, способствует воспроизводству социальной напряженности и конфликтов. Всем культурам свойственен в той или иной мере нарцис ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru