InsideCulture

Социокультурные суперсистемы

Материалы » Динамика социокультурных изменений » Социокультурные суперсистемы

Страница 1

В работе «Социальная и культурная динамика», тщательно проанализировав различные аспекты человеческой культуры- искусство, образование, этику, законодательство, военное дело- П.А. Сорокин предложил разделить её на два противоположных, взаимно несовместимых типа.

«Каждый тип культуры имеет свою собственную ментальность; собственную систему знаний, философию и мировоззрение; свою религию и стандарты «святости»; собственные представления о том что правильно и неправильно; форму искусства и литературы; собственные мораль. Законы, нормы поведения; доминирующие формы социальных отношений; собственную экономическую и политическую организацию и, наконец, свой собственный тип человеческой личности с особым менталитетом и поведением».

Два противоположных культурных типа - «умозрительный» и «чувственный». Это идеальные типы, которых не найти в чистом виде ни в одну эпоху. Промежуточная форма между первым и вторым обозначается как «идеалистическая».

Умозрительная культура характеризуется следующими признаками:

реальность по своей природе духовна, нематериальна, скрыта за чувственными проявлениями (например, Бог, нирвана, Дао, Брахма); она вечна и неизменна;

потребности и цели людей в основном духовны (спасение души, служение господу, исполнение священного долга, моральные обязанности);

для удовлетворения этих целей предпринимаются усилия по освобождению личности от чувственных соблазнов, повседневных земных забот.

Отсюда вытекают, по меньшей мере, два вывода:

истина постигается лишь посредством внутреннего опыта (откровения, медитации, экстаза, божественного вдохновения), и поэтому она абсолютна и вечна;

идея добра коренится в нематериальном, внутреннем, духовном, в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, град Господень, слияние с Брахмой).

Посылки второго типа (чувственной культуры) прямо противоположны:

реальность по своей природе материальна, доступна чувствам, она перемещается и постоянно изменяется6 «Становление, процесс, изменение, поток, эволюция, прогресс, трансформация»;

потребности и цели людей чисто плоские, или чувственные (голод и жажда, секс, убежище, комфорт);

для удовлетворения этих целей необходимо использовать внешнее окружение.

Отсюда также вытекают два вывода:

истина может быть найдена лишь в чувственном опыте, и потому она имеет временный и относительный характер.

добро коренится в чувственных, эмпирических, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье, полезность), и поэтому моральные принципы гибки, относительны и зависят от обстоятельств.

Промежуточная, идеалистическая культура представляет собой сбалансированное сочетание умозрительных и чувственных элементов. Она признает, что реальность материальна, и сверхъестественна; потребности и цели людей и телесны, и духовны; удовлетворение целей требует как улучшения самого себя, так и трансформации окружения. Короче, «признавая идеальный мир высшим, она не объявляет чувственный мир простой иллюзией или негативной ценностью; напротив, поскольку чувства находятся в гармонии с идеальным, они обладают позитивной ценностью».

На основе этой типологии Сорокин осуществляет периодизацию исторического процесса. Принципом периодизации является смена доминирующих типов культурного менталитета и культурных систем: повторяющаяся последовательность умозрительной, идеалистической и чувственной культур.

Периодизация по Сорокину:

Греция, 8-6 в. до н.э. - умозрительная;

Греция, 5 в. до н.э.- идеалистическая;

Рим, 4 в. до н.э. - чувственная;

Европа, 4-6 в.н.э. - идеалистическая;

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Крамской И.Н.
Крамской Иван Николаевич (1837-1887) Художник-живописец, рисовальщик, мастер картины на исторический, сказочный сюжет. Теоретик искусства, художественный критик, педагог. Представитель критического реализма. Родившийся в провинции, в ...

Урусуты здоровые и сильные
Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, ...

Технология постмодернизма
Ту же цель не менее парадоксальным образом преследует и американская художница Шерри Левин, фотографирующая чужие фотографии и копирующая чужие картины, чтобы выставлять их потом как свои собственные. Выступая в качестве творческого мотив ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru