InsideCulture

Современное искусство Финляндии

Материалы » Современное искусство Финляндии

Страница 1

После второй мировой войны финскому обществу потребовались многие годы для того, чтобы оправиться от пережитого шока. В 60-х годах в стране сложилась благоприятная экономическая ситуация, повысился уровень благосостояния граждан, что дало импульс развитию искусства. Для того, чтобы выразить переживания своих современников, художникам тех лет пришлось прибегнуть к новым формам выразительности.

Пионерами финского нефигуративного искусства стали конкретисты 50-х годов, однако пика популярности абстрактное искусство достигло только в 60-е годы. Одним из основных направлений искусства этого периода стал информализм, очень популярный в Финляндии в те годы . Информалистский стиль в живописи открыл новые возможности для выражения внутренних переживаний автора, позволил более свободно использовать художественные символы. Лучшим представителем информалистского направления в скульптуре признан Кайн Таппер (1930). Его композиция «Голгофа» стала первой абстрактной скульптурой, которая была установлена в одной из местных церквей. Для творчества Таппера характерен тщательный выбор материалов и ярко выраженный индивидуальный стиль. Другим видным представителем информализма в скальптуре стала Лайла Пуллинен (1933). Названия своих произведений она заимствовала из классической мифологии. Для барельефа «Солнце над фиельдами», который украсил аэропорт Хельсинки–Вантаа, художница впервые использовала «взрывную» технику.

В области живописи ведущими информалистами были Ахти Лавонен (1928–1970), Эско Тирронен (1934) и Яакко Севянен (1932). Открытием тех лет стали первые «хэппенинги» финского перформанс-арта. Первый хэппенинг организовал в 1963 году композитор Хенрик Отто Доннер (1939). Однако только годом позже второй перформанс привлек к себе внимание широкой публики.

С появлением поп-искусства и неореализма вновь начал набирать силы финский реализм. Ироничное поп-искусство сочетало в себе черты массовой и элитной культуры. Ведущими финскими представителями этого направления были Паул Осипов (1939), Ристо Вильхунен (1945), Кари Юльхя (1939), Раймо Рейникайнен (1939) и Харро Коскинен (1945). Особенно скандально известным стало творчество Коскинена, который осмелился изобразить свинью вместо фигуры Христа на распятии. Художник подверглся судебному преследованию и был обвинен в богохульстве. Творчество Коскинена стало идним из наиболее ярких примеров возрастающей политизации финского искусства в конце 60-х годов. Среди представителей неореализма наибольшего внимания заслуживают Юхани Харри (1939) и Исмо Каяндер (1939). Композиции Харри впервые показали публике тех лет насколько выразительные и оригинальные произведения можно создать из кучи хлама и старья. Исмо Каяндер использовал для своих сюрреалистических произведений самые обычные предметы обихода.

В 70-х годах продолжалась политизация культуры. Неореализм, появившийся в Финляндии еще в предыдущем десятилетии, стал одним из ведущих направлений в искусстве. Многие художники этой традиции увлекались марксизмом. Абстрактное искусство продолжало развиваться, теперь оно стало более многообразным, чем в предыдущие годы. Четкие геометрические формы в произведениях Юханы Блумстедта (1937), к примеру, заметно отличались от лирической абстрактности Йёрана Аугустсона.

В 1970 вокруг галереи Я.У. Малландера (1944) «Халват хувит» («Дешевые развлечения») образовалась группа художников под названием «Элонкоряаят» («Жницы»). Входившие в эту группу художники пытались найти комплексный подход ко всему, что их окружало. В равной степени их интересовали и восточная философия, и физика. Малландер одновременно был и критиком, и владельцем галереи, и концептуальным художником. В галерее «Халват хувит»состоялись первые выставки таких художников, как Олли Лютикяйнен (1949) и Илкка-Юхани Такало-Эскола (1937).

Олли Лютикяйнен резко отличался от своих современников-художников. Оригинальная палитра его рисунков и акварелей получила признание только спустя десятилетие. Его многостороннее творчество включало и рисунки, и реди-мейды, и коллажи из поларойдных снимков. Другим художником 70-х годов, чье признание запоздало, был Илкка-Юхани Такало-Эскола. Лишь через десять лет зрители по-настоящему стали понимать его экспрессивно-абстрактную манеру письма.

Группа художников «Рекорд Сингерс», в которую вошли Оути Хейсканен (1937), Мирья Айрас (1945) и Ханну Вяйсянен (1951), первой стала организовывать межотраслевые хепенинги. Ханну Вяйсянен завоевал известность в 80-е годы как художник-постмодернист, глубоко переосмысливавший исторический материал. Его иллюстрации к эпосу «Калевала» полностью изменили визуальный облик произведения, традиционно связанный с иллюстрациями Аксели Галлена-Каллелы. Одним из известных художников 70-х годов стал Калерво Палса (1947), сочетавший в своих работах элементы комиксов и живописи. В своих произведениях он часто обращался к темам смерти и сексуальности, определив тем самым интерес художников следующих поколений к телесности. Абстракционизм отвоевывал все больше сфер искусства у классики. Вскоре абстракционистам стали поступать заказы на памятники официальных лиц – например, монумент президента Паасикиви (1981), выполненный скульптором Харри Кивиярви.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Эрмитаж
Эрмитаж в Санкт-Петербурге (от французского ermitage — место уединения), один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев. Возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, открыт для публики в 1852. Богатейшие колл ...

Пересоздание мира в постмодернизме
В сознании, ориентированном на потребительское отношение к миру, и осуществляется постмодернистская интерпретация — в отличие от реального, сопоставимого с авторским замыслом переосмысления и толкования идей и литературных сюжетов: очевид ...

Религиозный символ и художественный символизм
Символ, как принцип обобщения, как содержательно-формализованная структура, необходим в художественном творчестве. Но его абсолютизация приводит к тому, что художественное мышление приближается к религиозному мироощущению, к религиозно-до ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru