InsideCulture

О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Материалы » О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Страница 3

Эволюционный переход от Успенского собора в Старице к церкви в Дьякове, описанный в литературе, также мало обосновывается известной точкой зрения, по которой итальянские технические навыки позволили воплотить в камне самобытные черты деревянного зодчества. В действительности связи композиционного построения церкви в Дьякове и Покровского собора с деревянными храмами представляются весьма зыбкими, так как деревянные аналоги относятся к более позднему времени23. Формальный характер носят часто приводимые в литературе параллели с храмами Возрождения, особенно с рисунками Леонардо да Винчи и собором св. Петра24. Многообъемность этих центрических сооружений всего лишь внешняя оболочка компартиментов единого внутреннего пространства, о чем не приходится говорить в отношении многопридельных столпообразных построек.

Безусловно одно - в архитектуре церкви в Дьякове, кроме сходных с собором Покрова общих композиционных приемов, присутствуют и второстепенные (но весьма существенные для атрибуции) конструктивные и декоративные детали, говорящие о том, что между строительством этих храмов не могло пройти много времени. Укажем только на некоторые из них. Прежде всего, это копьеобразные наличники окон центрального столпа, апсиды и лоджии в церкви Дьякова и на восьмерике Покровского придела собора на Рву25. Здесь интересно то, что и в том, и в другом сооружении в идентичной форме перефразированы наличники окон угловых выступов церкви Вознесения в Коломенском. Обращает на себя внимание одинаковая трактовка некоторых обломов в профилях: так основной акцент в завершающей части карниза сделан на гуське, который подчеркнуто укрупнен. Нельзя не согласиться с исследователями, писавшими о том, что пластический язык дьяковской церкви более сдержан и лаконичен по сравнению с собором Покрова на Рву. Остается вопрос: являются ли формы Покровского собора усложнением и развитием архитектурных приемов Дьяковской церкви или, наоборот, храм в Дьякове был упрощенной репликой московского собора?

Попробуем все же сопоставить церковь в Дьякове с немногими предшественниками собора Покрова на Рву, то есть с кругом сооружений, среди которых ее помещает принятая датировка 1551-1554 гг. Одна из немногих датированных построек, наиболее близких по времени к периоду строительства церкви в Дьякове, сохранившихся до XX в., - Успенский собор Симонова монастыря 1546-1549 гг.26 Обмеры, фотофиксация перед сносом27 позволяют представить облик этого храма. В 1950-е гг. он считался слишком архаичным для зодчества 1540-х гг. П.Н. Максимов искал этому объяснение в ориентации его создателей на архитектуру предшествующего собора 1379-1405 гг.28 Однако сооружения первой трети XVI в. обнаруживают большую близость к собору Симонова монастыря, нежели памятники раннемосковского зодчества.

Судя по иконографическим материалам, это был четырехстолпный храм на высоком подклете. Его стены были расчленены трехуступчатыми пилястрами с развитыми капителями. Четверик венчали два ряда закомар с главой, стоящей на постаменте с ложными кокошниками29. Кресчатые столбы, поддерживающие подпружные арки, завершались трехчастными капителями. В пятах подпружных арок на стенах четверика им соответствовали идентичные по профилировке импосты30. Мы не имеем сведений о конструкции сводов, но композиция завершения этого собора с введением килевидных форм, детали интерьера, дробные по профилировке широкие архивольты - все это в совокупности сопоставимо с архитектурой уже упоминавшегося нами собора Рождественского монастыря в Москве (не датированного, но традиционно относящегося к началу XVI в.)

Это сходство не случайно. Оба памятника представляют разные стадии развития одного направления в зодчестве XVI в. Хронологически и стилистически место между ними занимает собор Старицкого Успенского монастыря. Аркатурно-колончатые пояса этого собора заменили собой пояс с городками, отрезающий килевидные закомары от плоскости стен, известный нам по собору Рождественского монастыря в Москве и собору Благовещения в Киржаче. Импосты под архивольтами закомар приобрели в Старице вид капителей. Как в соборе Рождественского монастыря, здесь в интерьере присутствует особенность, характерная для целого круга построек 1500-1530-х гг. (см., например. Успенский собор в Дмитрове). Ее смысл в выделении конструктивной структуры соответствующими ордерными членениями31. Сочетание этих деталей интерьера с такими традиционными московскими чертами как ярусное построение закомар, килевидные очертания архивольтов, отсутствие горизонтальных, единых для всех плоскостей фасада членений по высоте составляет характерную особенность этой группы, включающей, прежде всего, соборы Рождественского, Успенского Старицкого, Симонова монастырей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуемые статьи:

Гекзаметр — означает "шестистопный"
Гекзаметр — шестистопная строка, основная стопа которой — дактиль, состоящий из одного долгого и двух кратких слогов. Два кратких слога могли быть заменены одним долгим. Такая стопа называлась спондеем (- -). Пятая стопа строки обязательн ...

Литературная новинка — вербатим
Вербатим в переводе с латинского значит “дословно”11 и представляет собой технику создания текста путем монтажа дословно записанной речи. Схему работы можно изложить по пунктам: драматург выбирает тему, собирает материал, то есть берет ин ...

О кыпчакских корнях кыргызского эпоса "Манас"
О значении эпоса "Манас" в культурно-историческом пространстве кыргызов написано немало. Уникальность эпоса, включающего в себя множество пластов - от древнейших мифических до отражения реалий исторического пути кыргызского наро ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru