InsideCulture

О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Материалы » О датировке церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Страница 4

К этому кругу, вероятно, можно отнести и церковь Антипия на Колымажном дворе, бесстолпный храм с крещатым сводом, датированный Л.А. Давидом серединой XVI в.32 Л.А.Давид справедливо отмечал сходство капителей на лопатках этой церкви с капителями Успенского собора Симонова монастыря и общее для них устройство второго восьмигранного яруса кокошников33. Следует отметить, что плечики (термин Л.А. Давида) лопаток, отделяющих боковые прясла стен, также сопоставимы с трехуступчатыми пилястрами Успенского собора Симонова монастыря. Уникальная для бесстолпных храмов деталь этого памятника - пилястры в интерьере, отвечающие наружным лопаткам и членящие плоскости стен до уровня пят крещатого свода - своеобразный отзвук общей тенденции к ордерному членению внутреннего пространства крестовокупольного храма.

Для первой половины XVI в. постройки этого круга (собор Рождественского монастыря, собор Старицкого монастыря, собор в Киржаче, церковь Антипия на Колымажном дворе) представляют лишь одно из направлений в архитектуре эпохи, в большей степени, чем другие, связанное с традиционным московским зодчеством и менее подверженное проникновению итальянизирующих мотивов в наружный декор34. Таким образом, облик собора Симонова монастыря, продолжающий эту линию развития, уже не оказывается единичным, намеренно ретроспективным явлением в архитектуре конца 1540-х гг. Посмотрим, насколько оно локально для московского зодчества рубежа 1540-1550-х гг.

Мы обратимся теперь к Богоявленскому собору ростовского Авраамиева монастыря, сооруженному Иваном IV к 1554-1555 гг. Судя по описным книгам, позволяющим его датировать,35 - это наиболее близкий предшественник собора Покрова на Рву. В композиции этого памятника объединены основные типы храмов, существовавшие в середине XVI в. в московском зодчестве. Архитектура собора позволяет проследить на одном сооружении трактовку художественных форм бесстолпного кубического храма, шатрового сооружения, церкви под колоколы, монастырского четырехстолпного пятиглавого собора. При всех особенностях каждого из них, определяемых и самим типом построек, они обнаруживают единство декоративных форм. Характерная черта - отсутствие итальянизирующих ордерных членений в композиции фасадов. Как и в храмах круга Симонова монастыря, здесь отсутствуют антаблементы или карнизы, отрезающие закомары от плоскости стен. Ярусы кокошников, не связанные с конструкцией свода северо-западного придела, позволяют вспомнить завершение церкви Антипия на Колымажном дворе и собора Симонова монастыря. Не менее примечательны килевидные формы закомар и кокошников основного ядра собора и его приделов.

Архитектура соборов Симонова и Богоявленского Авраамиева монастырей позволяет судить о московском зодчестве в эпоху предполагаемого исследователями возведения храма в Дьякове. Можно сделать определенные предположения о художественном языке того времени, основанном на формах, традиционных для московской - и шире северо-восточной - архитектуры. В 1540-е гг. - первой половине 1550-х гг. происходит отказ от итальянизирующих мотивов 1510-1530-х гг. Это предположение не покажется голословным, если мы привлечем сопоставимые с описываемыми монастырскими соборами постройки, такие как церковь Рождества Богородицы в Медведевой пустыне 1547 г.36, церковь Введения на Подоле 1547 г. в Сергиевом Посаде, или сооружения, построенные, по мнению некоторых исследователей, как мемориальные в ознаменование Казанской победы до возведения собора Покрова на Рву, из которых с большой степенью достоверности можно назвать собор Успенско-Брусенского монастыря в Коломне37.

С чем связано это усиление традиционных черт московского зодчества, сказать трудно. Это тема отдельного исследования. Не исключено, что объяснения можно найти в изменениях в среде мастеров, произошедших после прекращения работы итальянских архитекторов на Руси в начале 1540-х гг.38

Облик церкви в Дьякове чужд архитектуре 1540-х - первой половины 1550-х гг., прежде всего, по иконографии декора. Храм принадлежит к другой эпохе в развитии архитектурной пластики XVI в., связанной со вторым (по отношению к 1510-1530-м гг.) обращением к итальянизмам. Его катализатором в середине XVI в. оказался собор Покрова на Рву. Желание его строителей в соответствии с программой выделить храм из обыденного окружения вызвало обращение к нетрадиционным архитектурным формам39.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуемые статьи:

Альманах как социокультурный тип периодики
Альманах (слово не имеет однозначной этимологии; возможно как арабское происхождение от al-munah, что означает "место на привале, где можно услышать любопытные рассказы", так и древнегреческое/латинское - "египетские календ ...

Заблуждения относительно риторики
Риторика возникла в античном мире, где была краеугольным камнем образования и служила пропуском в сферу общественно-политической деятельности. Этот факт вызывает ложное представление о том, что риторика – это древняя наука или искусство, ...

Русский театр
Русский театр - явление сравнительно новое: официально его существование признано лишь указом Елизаветы Петровны от 30 августа 1756 г. Его начало следует, однако, отнести к царствованию Алексея Михайловича, а именно к 1672 г. (17 октября) ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru