InsideCulture

На обломках дворянской атлантиды

Материалы » На обломках дворянской атлантиды

Страница 1

Культура русской усадьбы, история ее длившегося целое столетие расцвета и блистательного полувекового заката, оборванного катастрофой 1917 года, далеко еще не исследованы с той полнотой, какой заслуживает это поразительное явление безвозвратно ушедшей эпохи. Для того, чтобы охватить его во всей полноте, понадобятся усилия не только историков, но и искусствоведов, архитекторов, ботаников, экологов, агрономов, литературоведов и людей еще многих специальностей, на которые расщепилась некогда единая жизнь наших предков. Пожалуй, только одной, не столько науке, сколько страсти под названием "краеведение", под силу вернуть хотя бы представление об этом утраченном единстве. Усадебная жизнь строилась на любви и внимании к месту своего обитания, понимаемому как вместилище души и тела, как то самое единство природного и духовного начал человека, в котором настоящее неотделимо от прошлого, а сам человек — от природы. И дело не только в том, что среди обитателей дворянских гнезд немало было людей, увлеченно исследовавших все то, что их окружало, включая историю края, его недра, растительный и животный мир. Само содержание этой жизни напоминало человеку о его ответственности перед прошлыми и последующими поколениями, оно же направляло на поиск гармонии человека и природы. Пожалуй, главная особенность русских усадеб — их принципиальная неповторимость. Каждая из них отличалась своим жизненным укладом и своим сзособом хозяйствования, несла на себе отпечаток своих семейных традиций, своей истории. Но при всем их многообразии у дворянских гнезд, расположенных среди близких по духу и красоте ландшафтов, соединенных близким знакомством, а зачастую и родством их обитателей, не могло не быть общих черт.

Поэтому тверские усадьбы как своеобразная часть того широкого культурно-исторического явления, какое представляли собой дворянские гнезда дореволюционной России, безусловно заслуживают отдельного изучения. Ко времени расцвета усадебной жизни природа Верхневолжья оставалась сравнительно мало затронутой хозяйственной деятельностью человека. Довольно скудные местные почвы не стимулировали активного земледельческого освоения. Леса, вовсе сведенные к тому времени в южной плодородной России, здесь оставались большей частью нетронутыми. Лесной и озерный край сохранил всю свою живописность, и при этом находился в завидной близости от обеих столиц. Так что нет ничего удивительного в том, что "государевы люди", освобожденные от обязательной службы согласно Манифесту о вольности дворянства, подписанному Петром III 18 февраля 1762 года, довольно охотно стали вить свои гнезда именно здесь, не взирая на то, что здешние земли не сулили больших доходов. Конечно, дворянские поместья существовали и до Манифеста. Но они не часто становились местом постоянного обитания их владельцев, бывших в полной зависимости от государя. Особая изобретательность при их обустройстве не была в моде. От той поры на тверской земле сохранились всего две усадьбы. Одна — создателя Вышневолоцкой водной системы М.И.Сердюкова, относящаяся к 20 - 30-м годам XVIII века, и другая — чудом сохранившаяся в глухом углу бывшего Весьегонского уезда под Сандовом и принадлежавшая князьям Ухтомским усадьба Тухани, построенная, видимо, на рубеже XVII и XVIII веков и сохранившая средневековую суровость и скупость убранства. Но именно с конца XVIII века представители самых блестящих фамилий начинают активно осваивать тверскую глубинку. Пожалуй, трудно сыскать знаменитый род, не представленный на тверской земле хотя бы одной ветвью. Среди владельцев тверских имений были князья Волконские и Шаховские, Гагарины и Голицыны, Оболенские и Мещерские, графы Шереметевы и Игнатьевы, Закревские и Воронцовы, и носители еще многих других, не менее звучных имен. Соседство с ними было, естественно, лестно и для менее родовитых дворян. Те, кто побогаче, строились с размахом. Приглашали столичных архитекторов, везли издалека строительный камень (не брезгуя, впрочем, и местным известняком и кирпичом, который быстро научились здесь делать, благо подходящих глин было достаточно). Разбивали регулярные и пейзажные парки с каскадными прудами и беседками, сажали липовые и дубовые аллеи. Иные, подобно Бакуниным в Прямухине, заводили нечто вроде ботанического сада сажая в своих имениях экзотические для здешних мест растения. Сооружали дома-дворцы для себя и отдельно флигели для управляющих и прислуги, порой даже конюшни украшая колоннами на манер античных храмов. Князья Куракины в Степановском-Волосове выстроили целый городок весьма причудливой архитектуры. Строили и церкви (как правило, для всего прихода), красотой и оригинальностью не уступающие столичным. Конечно, такой размах был уделом немногих. Большинство усадеб строились скромно, порой отличаясь от домов зажиточных крестьян только размерами. Но философия жизни и во дворцах, и в самых скромных поместьях была, в сущности, общей и зиждилась на стремлении к естественной, почти в руссоистском духе, жизни, соединенной с жизнью природы. Особое значение имели традиции, культ семейных преданий, овеществленный в самых привычных предметах быта, переходящих от поколения к поколению. Представление о вечно праздном образе жизни владельцев имений вряд ли верно. И не только потому, что многие из них немалую часть своей жизни отдавали государственной службе. Живя в усадьбах, многие образованные дворяне стремились употребить свои силы и знания на хозяйственную деятельность. Пример Глебовых-Стрешневых, владельцев изумительно красивой усадьбы в Знаменском-Райке, активно занимавшихся агрономией и с успехом выращивавших редкие в этой полосе сельскохозяйственные культуры, не так уж редок. Одни усадьбы становились своего рода агрономическими центрами, другие давали примеры иной экономической деятельности. В усадьбе Бакуниных существовала, например, ткацкая мануфактура, где-то пилили лес, строили стекольные фабрики и т.д. Подобное активное хозяйствование почиталось как исполнение патриотического долга. Не случайно Н.М.Карамзин в статье, которую он назвал "Патриот Отечества", призывал дворян ехать в свои имения, поскольку здесь они зачастую могли принести государству больше пользы, чем на службе. Особое место в жизни владельцев тверских усадеб занимали науки и искусство. Среди них было немало даровитых людей, наделенных пытливым духом и жаждой деятельности. Разносторонность талантов была не такой уж редкостью, но были случаи одаренности поистине уникальной — как, например, у новоторжского дворянина Николая Львова, который был не только великим архитектором и строителем, незаурядным поэтом и переводчиком, художником и музыкантом, но и замечательным гидрологом, ботаником, археологом.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Раифский монастырь
Раифский Богородицкий Мужской Монастырь. Недалеко от Зеленодольска находится этот знаменитый монастырь, место пребывания одной из важнейших православных святынь - иконы Грузинской Божьей Матери. Редчайший для послереволюционной России ...

Державная риторика
Державная риторика апеллирует к национальному чувству, к гордости за великую державу, имея целью консолидацию слушающих. Державная риторика единственная из всех современных российских риторик обращается к идеологически содержательным этич ...

Застолье в честь праздника Пардона
Наиболее важным праздником у бретонских крестьян был Пардон. Празднование этого события в некоторых бретонских деревнях было днем исключительным, когда каждый человек мог придти в дом хозяина, который устраивал пир в честь Пардона. А. Ле ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru