InsideCulture

На обломках дворянской атлантиды

Материалы » На обломках дворянской атлантиды

Страница 2

Он открыл залежи угля на Валдайской возвышенности, изобрел "каменный картон" (толь), создал свою систему отопления и вентиляции зданий. О множестве талантов, которыми обладало знаменитое семейство Бакуниных, писалось в десятках книг. Способности развиались, как правило, с детства. Дворянские дети не только получали хорошее образование, но и, воспитываясь среди усадебной гармонии, развивали внимание и интерес к окружающему их миру. В лоне тверских усадеб вырастали не только философы и политики, подобные Михаилу Бакунину или Федору Родичеву, но и ученые иных специальностей — как, например, основоположник внешней баллистики вращающихся снарядов Николай Маиевский, авиаконструктор Алексей Туполев, выдающийся врач Л.Г.Беллярнинов, географ Н.С.Таганцев (тот, чей сын был расстрелян по одному "делу" с Николаем Гумилевым) и другие. Но более всего дух усадебной жизни, проходящей среди великолепной по разнообразию и живописности природы Верхневолжья, способствовал развитию талантов художественных. Да и уроженцы иных мест, отмеченные печатью Божьего дара, нередко именно в тверских местах находили приют своему вдохновению. Потому по богатству имен литературных, артистических и особенно художнических, связанных с миром тверских усадеб, тверская земля, пожалуй, не имеет себе равных. Нет смысла перечислять их все — в краеведческой и иной литературе о них сказано достаточно много. Впрочем, одного имени Пушкина и написанного им в Павловском волшебного "Зимнего утра" хватило бы для оправдания тезиса об исключительной вдохновляющей силе тверских усадеб. Между тем стоит вспомнить о том, что муза Константина Батюшкова — поэта, которому юный Пушкин открыто подражал и которого числил среди своих учителей — свои первые вдохновляющие впечатления дарила ему тоже в Тверской губернии, в сельце Даниловском Бежецкого уезда, где Батюшков провел свое детство. Л.А.Черейский насчитал во всех 12 уездах Тверской губернии 117 помещичьих семей, входивших в круг пушкинских друзей и знакомых. И среди них — поэт и философ Федор Глинка, блестящий романист Иван Лажечников, художник князь Гагарин, поэт Яков Толстой и еще множество причастных и просто неравнодушных к искусству людей. А та атмосфера духовности и творчества, что существовала в бакунинском имении Прямухино, заражала едва ли не всякого, кто в ней оказывался. И вполне, казалось бы, "домашняя" поэма Александра Бакунина, которой автор дал имя совсем небольшой, но весьма живописной речки Осуги, являет собой настоящий апофеоз усадебной жизни, выражающий ее философию, ее поэзию, ее нравственные основы, да и просто здоровое отношение к жизни и природе, основанное на чувстве гармонии. Той самой "прямухинской гармонии", которой навек оставался привержен мечтательный бунтарь Михаил Бакунин. Особым родом искусства вполне можно считать и создание самих усадеб, к которому их владельцы зачастую были причастны не только как заказчики, по чьим вкусам и замыслам создавались усадьбы, но и как соавторы и даже единственные авторы весьма оригинальных архитектурно-ландшафтных проектов. Искусствоведы выделяют несколько этапов развития усадебного искусства, в общем-то совпадающих с господствующими в то или иное время архитектурными стилями — от классицистского конца XVIII - начала XIX века до предреволюционного модерна. Но особым свойством русской усадьбы почитается устойчивость традиций, благодаря которым облик усадеб сравнительно мало менялся с течением времени. Дух старины, дух предков с их вкусами и пристрастиями всегда витал над обитателями усадеб. Этим духом были пронизаны предметы быта и произведения искусства, без которых не обходилась ни одна даже самая небогатая усадьба, он же зачастую определял отношения в семье, нравы и привычки домочадцев. Конечно, усадебная жизнь ни в Тверской, ни в какой другой губернии не была сплошной идиллией. Проблемы и противоречия российской действительности не могли обойти ее. Стоит вспомнить хотя бы "Пошехонскую старину", мрачный колорит которой питался воспоминаниями писателя о детстве, прошедшем в имении Салтыковых на стыке Тверской, Московской и Ярославской губерний. В тверских архивах можно отыскать немало сведений о жестокостях помещиков, о притеснении ими крестьян. Но так было далеко не везде. К тому же многое менялось со временем. Феодальные нравы уходили в прошлое, сменяясь иным уровнем отношений. Дворянство уступало свою роль главного землевладельческого класса, оставаясь самым культурным и образованным сословием дореволюционной России, для большинства представителей которого идеал народолюбия не был только фразой. Да, крестьянство в массе своей не ответило дворянской интеллигенции взаимностью. Тем не менее случаи, когда уже после революции крестьяне вступались за изгоняемых и ссылаемых бывших владельцев имений, были не так уж редки. В усадебной жизни русских дворян была еще одна важнейшая черта, о которой никак нельзя забывать. Эта жизнь очень редко бывала замкнутой, сосредоточенной только на самой себе. Дворянство всегда считало себя и было в действительности государственным сословием. Правом не служить Отечеству в том или ином качестве пользовались крайне редко. Большинство служило "из чести", а не ради жалования, которое у офицеров, например, долгое время не покрывало расходов на собственную амуницию. Патриотический дух в любой дворянской семье был, как правило, очень вызвать еще десятки, сотни имен тверитян, сражавшихся во славу Отечества, а теперь, увы, в большинстве своем забытых. После 1861 года значение государственной службы для дворян еще усилилось. Дворянское землевладение резко сокращается, доходность имений падает.Сокращается и число дворян-землевладельцев. В Тверской губернии между двумя земельными переписями 1877 и 1905 телен, чем расцвет, поскольку на многоцветье накопленной за столетие культуры пал волнующий осенний флер медленного умирания, тлетворным, но прекрасным духом которого вдохновлялись Чайковский и Левитан, Чехов и Борисов-Мусатов, Бунин и Блок, Да и едва ли не вся поэзия серебряного века так или иначе несла на себе отблеск уходящей дворянской культуры. Ее обаяние было столь велико, что сок, и воспитывался он в подрастающем поколении прежде всего на примерах отцов и дедов. И в этом смысле обитателям тверских усадеб было кем гордиться. На всех войнах, которые только вела Россия, тверские дворяне блистали славою. Лейтенант Ильин — герой Чесменской битвы, капитан Сеславин - знаменитый партизан 1812 года, героической Севастопольской обороной руководил старицкий дворянин вице-адмирал Корнилов, еще один тверской дворянин Иосиф Гурко стал национальным героем Болгарии. Можно нагода оно сократилось ровно на треть. Количество же дворянской земли уменьшилось более чем вдвое. И для многих недавних помещиков именно служба становится главным источником доходов. Соответственно хиреют, переходят в иные руки, а то и просто исчезают многие усадьбы. Таким образом, вступление России на путь социальных и экономических реформ среди множества последствий имело и угасание усадебной культуры. Однако этот закат, длившийся более полувека, был в некотором смысле еще более блистапредставители иных сословий, в руки которых все чаще переходят бывшие дворянские усадьбы, стараются сохранить их дух, следуя укоренившимся усадебным традициям. Это видно и по тверским имениям Рябушинских, Морозовых, Кувшиновых. В конце XIX - начале XX века усадьбы чаще строятся не как хозяйственные центры, а как загородные дома, предназначенные для отдыха. Один из блистательных примеров — усадьба Островки Ширинских-Шихматовых. Новым, но генетически связанным с дворянской традицией типом усадьбы становягся дачи людей искусства — вроде открытой в 1884 году под Вышним Волочком Академической дачи, или дачи "Чайка" художника Бялыницкого-Бируля. Ту же роль играла для Валентина Серова усадьба его родственника фон Дервиза Домотканово, и целый куст усадеб, расположенных на удомельских озерах — для Левитана, Жуковского, Коровина, Богданова-Бельского и многих других художников. По архивным данным, в 1917-1918 годах в пределах тогдашней Тверской губернии существовало 1230 усадеб. За сорок лет до этого их было более чем вдвое больше. Надо полагать, что за эти годы исчезли не самые богатые, в том числе и в культурном отношении, имения. Ветшали, разбирались, а то и горели небольшие деревянные усадьбы. А то, что строилось надолго, зачастую просто меняло владельцев. Революция 1905-1907 годов в Тверской губернии ознаменовалась, помимо прочего, 42 случаями погромов и поджогов усадеб, что тоже повлияло на сокращение их числа. Перед революцией 1917 года примерно половина некогда дворянских усадеб принадлежала купцам, промышленникам, разбогатевшим мещанам, а то и крестьянам. Земли, как правило, сдавались в аренду. Цена была невелика — от рубля до трех за десятину в год. В течение всего предреволюционного десятилетия дворянское землевладение в губернии неуклонно сокращалось, перестав быть преобладающим, крестьянское же, наоборот, росло. В связи с этим возникает резонный вопрос: был ли какой-нибудь государственный смысл в массовой экспроприации усадеб, приведшей к невозвратимым культурным потерям? Закат дворянской культуры чем-то напоминает закат античности в эпоху, предшествовавшую нашествию варваров. Однако варвары XX века ни откуда не приходили — они возросли здесь же, в тени тех же вековых парков, среди той же природы, в гармонии с которой стремились жить обитатели дворянских гнезд. И более того — сам этот где яростно, а где просто бездумно и равнодушно уничтоженный мир творился если не самими разрушителями, то их отцами и дедами. Их руками строились дома и дворцы, насаждались парки и вишневые сады, создавались прекрасные предметы быта. Как тут не вспомнить и еще один исторический парадокс: революционный огонь, спаливший все эти культурные гнезда, порой раздувался при активном участии их обитателей. Старицкий помещик Иван Гаврилович Головин еще в 40-х годах прошлого века написал "Катехизис русского народа", содержащий, помимо прочего, рекомендации по организации вооруженного восстания и строительству баррикад. Сестры Голенищевы-Кутузовы в 70-х годах в усадьбе Лялино Вышневолоцкого уезда устроили пропагандистский центр крайнего нигилизма. А на рубеже XIX - XX веков уже целый ряд тверских усадеб были местом хранения нелегальной литературы. В этом родстве созидателей и разрушителей и состоит, наверное, одна из главных особенностей противоречивого "русского пути". Как известно, после Февральской революции практически все политические партии России признавали необходимость радикальной земельной реформы - естественно, в интересах крестьян. Она готовилась и должна была быть запущена сразу после созыва Учредительного собрания. Однако большевистский лозунг "грабь награбленное" оказался сильнее всех реформ. Первой жертвой лозунга стали дворянские усадьбы. Бессмысленный и варвар ский грабеж дворянской собственности, основная ценность которой состояла не в земле, которую дворяне были уже готовы отдать и так, не в хозяйственном инвентаре, и даже не в зданиях, а в том накопленном многими поколениями богатстве, которое имело главным образом культурно-историческое значение: библиотеки, архивы, предметы искусства, старинная мебель. И именно это богатство было в первую очередь пущено на ветер. Знаменитый ленинский декрет о земле, согласно которому помещичьи имения со всеми их принадлежностями (не исключая архивов и библиотек) поступали в распоряжение волостных земельных комитетов, фактически узаконил начавшееся еще при очевидно бессильном Временном правительстве варварское разрушение усадеб. Вот пример. Уже 5 марта 1917 года в Корчевском уезде сгорело имение Афатово.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Укрепление позиций танца
В начале 1970-х годов были созданы первые профессиональные труппы, работающие вне оперного балета. Самой значительной из них была труппа театр танца «Раатикко», созданного в 1972 году. Для того, чтобы привлечь публику, артисты гастролиров ...

Война в Испании. «Герника»
В 1937 симпатии Пикассо — на стороне республиканцев, борющихся в Испании (серия акватинт «Мечты и ложь генерала Франко», отпечатанная в виде открыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле 1937 немецкая и итальянс ...

Страсти Христовы
Фильм Мела Гибсона вызвал, в сущности, полемику не эстетическую, но этическую. Все мы априори знаем, что Сына Божия сыграть нельзя. Ну а если Джеймс Кевизел столь дерзостно согласился отдать себя в руки режиссера, то возникает вопрос: что ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru