InsideCulture

Возможности выявления субстратных элементов в культурно-значимой лексике

Материалы » Возможности выявления субстратных элементов в культурно-значимой лексике

Страница 3

Поэтому не лишена оснований гипотеза о том, что сооружение и уничтожение этой конструкции было ритуалом, призванным остановить "космическую" катастрофу, вызванную увлажнением климата . Гипотезу о ритуальном характере уничтожения комплекса в Наван Форте разделяет и С. В. Шкунаев [Шкунаев 1995]. Согласно С. В. Шкунаеву, в саге "Разрушение Дома Да Дерга" описана сходная ситуация: подвергнувшийся нападению демонических существ дом короля гибнет от огня из-за отсутствия, точнее исчезновения, воды в округе. Пожар был кульминационным моментом сползания к хаосу, а ритуальное предложение воды королю было началом космизации, воссоздания нового мира [Шкунаев 1995, 44-45].

На основании сказанного можно в общих чертах определить основные параметры того, что ирландцы называли carn. Во-первых, вполне достоверной представляется соотнесенность carn с погребальными сооружениями в виде насыпи камней, возможно, с внутренней структурой. Скорее всего, это наследие мегалитической эпохи (археологический термин связан именно с этим денотатом). Во-вторых, сооружение каменных холмов по какому-то случаю (победы, например) явно вторично, во всяком случае в рамках древнеирландской культуры. Вторичным представляется и значение слова carn, приводимое в различных словарях - 'груда камней'. Устойчивы отрицательные коннотации. Э. Двелли, автор шотландского словаря, вышедшего сто лет назад [Dwelly 1994, 169], при слове cаrn 'cairn, heap or pile of stones' приводит такое поверье: плохих людей засыпают камнями, а хороших - землей. Бытовало мнение, что в старину друиды строили на могилах злодеев карны . От этих поверий происходят выражения fear air chаrn 'изгой' (букв. 'человек из карна'), b'fhearr leam a bhi fo chаrn 'провалиться мне пропадом' ('пусть я буду под карном'). Душа человека, которого постигла неожиданная смерть, попадает в самое горячее место чистилища, поэтому всякий, проходящий мимо могилы такого человека, должен положить на нее камень и помолиться. Отсюда утешительное выражение: cuiridh mi clach nad chаrn 'я положу камень на твою могилу (карн)'.

На протяжении практически всей письменной истории ирландского, а также шотландского языков carn сохраняет значение могильный холм из насыпанных камней. Как и в случае с др-исл. dys, эти могильники вызывали неприятные ассоциации как элемент чуждой цивилизации, исчезнувшей много веков назад. На связь с докельтской цивилизацией, точнее на язык-субстрат, возможно, указывает слово carn. Точное соответствие ирландскому слову есть, прежде всего, в бриттских языках - вал. carn. В галльском засвидетельствован глагол karn-itu - terminus technicus 'воздвигать надгробие'. Основа carn- представлена в кельтской ономастике. Тит Ливий в 39 и 40 книгах рассказывает о галльском племени Сarni, которое, нарушив римские иммиграционные правила, поселилось в 186 г. до н. э. на северном побережье Адриатического моря, в районе области, занимаемой венетами. Племени карнов пришлось, в конце концов, вернуться восвояси, т.е. в горную местность, в Альпы, носившие тогда название Alpes Carnicae. Этническая и языковая ситуация в области Альп известна довольно плохо. Специальные исследования показывают, что племя карнов входило в объединение с какими-то другими, явно некельтскими племенами Catali, Menocaleni [Birkhahn 1994, 148]. Кельтское происхождение карнов поддерживается тем, что еще долгo в районе Аквилеи существовал культ Аполлона-Белена, а одна из частей города называлась Beligna (Tertullian, Apologeticum, XXIV,7). Среди населявших те места этносов норикского, венетского и иллирийского происхождения, по всей видимости, были и кельтизированные.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Боги
Много раз молодые, бессмертные, счастливые боги Олимпа вмешиваются в жизнь людей, помогают, вдохновляют, побуждают, советуют, мешают, губят и т. д. Иногда, особенно неспециалисты, утверждают, что Гомер, как архаический поэт, еще не способ ...

Мещанская культура
Жестокий романс возник где-то в середине XIX в., а время его расцвета приходится на последнюю четверть XIX - начало XX в. Местом рождения жестокого романса считают город. Но если говорить точнее, колыбелью этого жанра были пригород или пр ...

Урусуты здоровые и сильные
Зимой 1237 г. внук Чингисхана Батый подошел со своей конницей к Москве. Его взору предстали бревенчатые срубы у реки, из которых валил густой пар. Оттуда часто, второпях, выскакивали люди нагишом, бросались в ледяную прорубь и окунались, ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru