InsideCulture

Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества

Материалы » Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества

Страница 2

В 20-30-е годы XX века происходит второй кризис либерализма. Он порожден развитием фашизма в Европе и развитием политического консерватизма. Американский либерализм отвечает на кризисную ситуацию формированием неолиберализма. Суть последней концепции хорошо отражена в политическом курсе Теодора Рузвельта. В орбиту либеральной мысли опять включается государство, понятие которого становится регулятивной идеей.

Дело в том, что быстрые темпы индустриализации в Америке в последние десятилетия XIX века и первые декады ХХ столетия больше и больше стали выявлять тот факт, что нерегулируемый частный сектор экономической активности начинает отрицать основополагающие условия предоставления свободных шансов для большинства граждан. Развитие крайне полярных богатства и нищеты сделали, в итоге, идею равных возможностей предметом насмешек. Поэтому интервенция государства становится все более и более необходимой в интересах регулирования частного экономического господства и представления хотя бы не в полной мере развитых, но все же равных экономических возможностей. В итоге, очень многие американские политики и политологи стали осознавать, что в интересах свободы (freedom) необходимо немного поступиться свободой (liberty) в интересах установления равенства возможностей и предоставления минимально достойных условий для жизни всех граждан.

Этот рывок в американской политической мысли от классического либерализма к либерализму всеобщего благоденствия, или, как его называют американцы, статическому либерализму, был простимулирован Великой депрессией 30х годов, однако постепенно новые либералы стали акцентировать внимание больше на равенстве результатов, чем на равенстве возможностей.

Достаточно скоро стал назревать третий кризис либерализма в Америке, который падает на 60-70-е годы ХХ века. Он порожден реакцией на кризис рационализма в Европе и Америке, отрицательным отношением ко всем ценностям либерального общества. Идеи этого кризиса нашли отражение в работе Дэниела Белла `Конец идеологии`. Главным противником либерализма стал постмодернизм (Stephen White), политический феминизм (Nancy Frazer) и философия франкфуртской школы.

Политическая философия американского ученого Джона Роулза (`Теория справедливости`, 1971) явилась ответом на третий кризис либерализма в Америке. Идеи Роулза были поддержаны Майклом Уолцером (Michael Walzer), Дэвидом Миллером (David Miller), Уиллом Кимликой (Will Kymlicka), Брайном Бэрри (Brian Barry) и другими исследователями, ставшими в настоящее время классиками современной политической философии.

Основой концепции Роулза явилась разработанная им теория справедливости. Роулз сразу же выступил против двух врагов: утилитаризма и антирационализма. Утилитаризм с его концепцией блага как увеличением суммы благосостояния общества, независимо от равномерности его распределения в обществе, не устраивал Роулза. Роулз еще в 1971 году, практически предсказал курс Рейгана, который в свою очередь был адекватным ответом на кризис либерализма. Политика Рейгана, как известно, это - неоконсерватизм: сужение социальных программ, маркетизация общества, снижение регулирующей роли государства, акцент на национальных американских ценностях.

Но Роулз выступил и против антирационализма, за восстановление идей общественного договора. По Роулзу, справедливость представляет собой самоцель. Роулз реанимирует теории общественного договора, выдвигая на передний план его технократическую, процедурную сторону. Общественный договор Роулза - это `исходная позиция`, состояние рационального выбора принципов справедливости. Последняя им трактуется как честность. Принципы справедливости как честности вырабатываются в исходной ситуации, когда на участников набрасывается `вуаль неведения`. Никто не знает ни своего положения в обществе, ни своих естественных дарования, и, следовательно, никто не в состоянии кроить принципы для получения преимуществ в свою пользу, -- Rawles J. A. Theory of Justice. London: Oxford Univ. Press, 1971.[пишет Роулз .]P. 74-75, 102.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Заблуждения относительно риторики
Риторика возникла в античном мире, где была краеугольным камнем образования и служила пропуском в сферу общественно-политической деятельности. Этот факт вызывает ложное представление о том, что риторика – это древняя наука или искусство, ...

Большой театр
18 января исполнилось 180 лет со дня одного из рождений Большого Театра. А точнее 180 лет со дня открытия Большого Петровского Театра, созданного по проекту архитектора Осипа Бове. Здание Осипа Бове до нас, к сожалению, не дожило (как и м ...

Жилище на арбе
В эпоху ранней истории Казахского ханства расстояния между зимовками и местами сезонной кочевки исчислялись сотнями километров и составляли путь длиной в несколько месяцев. Столь большая длина пути определяла и некоторые особенности быта ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru