InsideCulture

Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества

Материалы » Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества

Страница 1

Американская история и культура - продукт интеллектуальной и духовно-нравственной жизнедеятельности огромных масс людей, которых влекла мечта о новой счастливой жизни, о `земле обетованной`, и ради веры в которую они покидали Старый Свет в надежде на получение в жизни нового шанса. Так постепенно складывалась новая концепция жизни, в основе которой лежала так называемая `американская мечта`. Можно много говорить об этом духовно-идеологическом феномене, опиравшемся на отрицание прежних форм жизни, связанных с религиозными и политическими преследованиями, духовной нетерпимостью на прежней Родине. Главное то, что он содержал жизнеутверждающую ориентацию на построение нового и свободного мира в стране равных возможностей.

Весь этот комплекс интеллектуально-духовной конструкции во многом базировался на идеях либерализма. Известно, что либерализм сформировался в Европе в XVII-XVIII веках как вызов предшествующим представлениям о государстве как естественном или божественном образовании с человеком как его мельчайшей частицей. Причем, последний не наделялся правом свободной воли и выбора. С либерализмом возникла такая система взглядов на государство, которая основывалась на идее договора (или контракта) между гражданами, которые являются субъектами государственной жизни. Понятие государства как ограниченного задачами обслуживания интересов, потребностей человека, явилось сердцевиной того, что можно называть либерализмом. Подобная концепция государства в принципе в своей основе явилась продуктом творчества Джона Локка. Его идеи возымели огромное влияние на творцов Американской Конституции 1787 года.

Либеральная концепция справедливости Локка нашла адекватную для своего развития почву в Америке, хотя именно от Локка ведут свою историю и европейские теории политического либерализма. Разрабатываемые Локком принципы либерализма, предполагающие приоритет индивидуальных мнений и проявлений, признающие неотъемлемость и неотчуждаемость прав человека, рассматривающие его свободу как абсолютную ценность, приводят его к пониманию политической справедливости как конвенциональности. Политическое знание, следовательно, выявляет общественное мнение как мнение большинства и становится воплощением политической справедливости.

Таким образом, мы можем обозначить основные понятия американского либерализма:

1) Свобода (Liberty); 2) Равенство. Последнее предполагает два его типа: политическое равенство всех людей и равенство возможностей. (Данное понятие ориентирует на то, что в хорошем обществе правительство создает условия, при которых индивидуумы вынуждены бороться за улучшение своего благосостояния в соответствии со своими амбициями и способностями, но в рамках системы законов, которые, в свою очередь, предполагают уважение ценности жизни и собственности других индивидуумов).

Третье основополагающее понятие либерализма - свобода (Freedom). Оно включает не просто способность делать то, что желает каждый, но, прежде всего, идею об определенной степени успеха или достижения удовлетворенности гражданина, живущего среди других граждан в конкретном государстве.

Наконец, четвертое понятие либерализма - это справедливость. Она состоит в идее о том, что человек как разумное существо способен относиться к одинаковым вещам одинаково и к разным вещам по-разному, соглашаясь относительно общих правил и требований, но основе которых он способен решать о соответствии одних вещей другим.

Постепенно на смену локковскому либерализму как доминантной политической идеологии Америки приходит утилитаризм, растущий своими корнями из философии Джона Стюарта Милля. Господство утилитаризма знаменует появление первого кризиса, который переживает либерализм. Согласно утилитаризму, не равенство возможностей, а благо (польза) становятся мерилом справедливости. Утилитаризм является своеобразным ответом на развитие рабочего движения, в том числе и в Америке. И с середины XIX века становится господствующей формой либерализма в Америке на протяжении десятилетий.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Васнецов В.М.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - русский живописец. Мастер исторического и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в русском модерне. Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В п ...

Музей-заповедник А.С.Пушкина: Болдино
В последнее утро августа 1830 года Пушкин покидает Москву. Быстрая езда, привычные дорожные картины: .Кони мчатся То по горам, то вдоль реки, Мелькают версты, ямщики Поют, и свищут, и бранятся, Пыль вьется . Путь предстоит неблизки ...

Противопоставление образов
Все художники (писатели, поэты, композиторы, живописцы) широко пользуются в своём творчестве противопоставлением художественных образов. В литературоведении такое противопоставление называют антитезой, но этот термин можно использовать ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru