InsideCulture

Новозаветные сюжеты в живописи: Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея на апостольское служение

Материалы » Новозаветные сюжеты в живописи: Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна и Матфея на апостольское служение

Страница 1

Доменико Гирландайо. Призвание апостолов Петра и Андрея. 1481. Ватикан. Сикстинская капелла

Проходя же близ моря Галилеиского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, дочинивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

(Мф. 4:18-22)

Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною. И он встал и последовал за Ним.

(Мф. 9:9)

Прежде всего требует уточнения хронология событий, связанных с призванием будущих апостолов на служение. В первом из приведенных фрагментов из Евангелия от Матфея говорится: «Симона, называемого Петром». Из этого выражения ясно, что уже тогда Симон носил это свое прозвище. Из рассказа же Иоанна узнаем, что Иисус так назвал Симона, брата Андрея, при их первой встрече, когда они были еще учениками Иоанна Крестителя: «Одним из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос; и привели его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты - Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа,что значит: камень (Петр)». «Кифа» - слово сиро-халдейское, а «петр» - греческое; и то и другое означают «камень». Впоследствии Христос объяснил, почему он так назвал Симона. Об этом рассказывает Матфей, приводя слова Спасителя: «Ты - Петр (то есть камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее».

Сопоставляя свидетельства Матфея и Марка о призвании Петра, Андрея, Иакова и Иоанна (подробности, расширяющие эти свидетельства, приводит Лука) с рассказом Иоанна о призвании Андрея, Петра, Иоанна, Иакова, а также Филиппа и Нафанаила, происшедшем ранее, следует заключить, что первые призванные ученики Иисуса не всегда следовали за ним во время его путешествий, а иногда возвращались к своим прежним занятиям. Но после второго призыва они сделались неотлучными его спутниками, а вскоре и избранными в число двенадцати апостолов.

Многие ученики Иисуса до их призвания на апостольское служение были рыбаками. Иисус мог называть их «ловцами человеков», как бы намекая на их прежнюю профессию. К тому же он сравнивает Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб разного рода.

Паоло Веронезе. Пир в доме Левия. 1573. Венеция. Галерея Академии

Наиболее полно рассказ Матфея и Марка иллюстрирует ватиканская фреска Доменико Гирландайо. И хотя она известна под названием «Призвание апостолов Петра и Андрея», внимательный взгляд обнаружит, что художник изобразил также призвание Иакова и Иоанна. На фреске запечатлены три момента этой истории. Христос как бы идет по берегу озера - как в рассказе Матфея: «Оттуда, идя далее .» В левой части фрески на заднем плане Христос обращается к Петру и Андрею, находящимся в лодке; в центре на переднем плане Христос, очевидно, произносит свои главные слова: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков». Апостолы стоят перед ним коленопреклоненные (обе эти сцены встречаются в западной живописи как отдельные иконографические типы изображения призвания первых апостолов). Наконец, в правой части фрески на заднем плане Христос, уже в сопровождении Петра и Андрея, обращается к Иакову и Иоанну, сидящим вместе с их отцом в лодке.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Мировые религии и система искусств
Ф. Энгельс в «Людвиге Фейербахе .» выдвигает очень важное положение, имеющее принципиальное значение для понимания исторической эволюции и взаимодействия искусства и религии. Он пишет: «Идеологии еще более высокого порядка (чем политика и ...

Скопинская керамика
Скопинский гончарный художественный промысел - традиционный центр народного искусства на рязанской земле. Своим возникновением промысел обязан глине, залегающей в больших количествах в окрестностях города Скопина. Глиняная посуда в местах ...

Милосердие. Прием нищих как своеобразный тип милостыни
Милосердность - особенная черта русских и бретонских крестьян. Говоря о приеме нищих, нам представляется важным посмотреть, какое место занимали понятия "милосердие" и "милостыня" в русской и бретонской деревнях. Мил ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru