InsideCulture

Благовещение

Материалы » Благовещение

Страница 1

Это было время, когда церковь разработала определенные принципы - или, иначе, иконографические типы - изображения наиболее часто встречающихся сюжетов из Священного писания. И художники того времени - причем все, независимо от степени дарования -обязаны были придерживаться этих канонов. В наше время, когда целые поколения новых зрителей были воспитаны вне этой сферы знаний, оказалось, что многие содержательные аспекты живописи старых европейских мастеров стали непонятными и, более того, просто неосознаваемыми. Я постараюсь раскрыть некоторые смысловые значения, скрывающиеся за теми или иными символами в картинах старых европейских мастеров на новозаветные сюжеты.

И здесь я должен сразу предупредить, что тот материал, который включен в эти статьи, довольно сложен. Нам часто придется обращаться не только к библейским текстам, но и к трудам богословов. Долго размышляя над тем, как сделать эти ссылки более полезными, я пришел к решению воспользоваться поразительными возможностями Интернета. В нем имеются сайты, на которых можно найти полные публикации необходимых нам богословских трудов. Я отдаю себе отчет в том, что еще далеко не во всех уголках нашей страны Интернет легкодоступен. Но, во-первых, там, где он недоступен сегодня, он наверняка будет доступен уже завтра. Во-вторых, публикации этих текстов в книжном варианте имеются только в очень больших библиотеках и практически доступны лишь жителям Москвы и Санкт-Петербурга

Итак, попытаемся проникнуть в тайны сюжетов Нового завета.

Симоне Мартини. Благовещение. 1333. Флоренция. Галерея Уффици

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся. Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово. Тогда Мария сказала: се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

Благовещение празднуется 25 марта - ровно за девять месяцев до Рождества Христова. Это самый древний праздник в честь Девы Марии. Празднование Благовещения восходит к IV веку. История христианской - как западной, так и восточной - живописи отражает то огромное значение, которое имеет этот праздник: еще Иоанн Златоуст называл его "первым праздником" и "корнем праздников". Итак, в IV веке он был известен, но ни в IV, ни в V веке еще не стал общераспространенным (например, о нем нет упоминания у Августина).

Почитание Девы Марии особенно усилилось в результате споров с Несторием на Эфесском Соборе (431 г.). Этот Собор осудил несторианство как ересь, а самого Нестория отправил в ссылку. Несторий утверждал, что Дева Мария не должна называться Богородицею, поскольку она родила не Бога, а человека, и потому может именоваться Человеко-родицею или в крайнем случае Христородицею. Это, как и ряд других заявлений Нестория, вызвало негодование большинства участников Собора. (Кстати, Эфес был местом, где Дева Мария издавна особо почиталась; достаточно сказать, что спор о богоматеринстве Девы Марии велся в церкви, которая в актах Собора именуется церковью Богоматери.) В результате Эфесский Собор провозгласил Деву Марию Богородицей, и сразу же после этого появились и широко распространились ее изображения с младенцем на троне в окружении ангелов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуемые статьи:

Церковь Воскресения "в Кадашах"
Дата создания: 1687 г. Материал, техника: кирпич, белый камень Сооружена в 1687 г. на месте церкви Воскресения Христова "на Грязи", которая в 1657 г. была уже каменной (остатки этого здания были включены в новую постройку), ...

Возвышение Москвы
В Новгороде и Пскове приемы деревянных конструкций переходили в каменное строительство очень незаметно и с такой постепенностью, что лишь по истечении столетия вырабатывались в камне соответствующие дереву новые формы. В Москве в начале 1 ...

Холщовые книги
Среди славяно-русских рукописных книг имеются книги, написанные не только на бумаге и пергамене, но и на бересте и на холсте. Использование бересты и холста в качестве материала для создания книг на Руси было явлением редким, причины и ис ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru