InsideCulture

Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства

Материалы » Татарское национальное искусство: к проблеме этнокультурного единства

Страница 2

В культуре нарождающейся с 18 в. татарской нации традиционное искусство, сформировавшееся на этапе средневекового развития этноса, явилось одним из составных частей национальной культуры и стало важнейшим фактором, формирующим национальное самосознание татар. Развитие татарской городской культуры и ремесленного производства в 18 - середине 19 вв. происходило во взаимодействии со сложившимися традициями сельской культуры, сохранявшей достижения феодальной эпохи, способствовало созданию образцовых, т.н. классических форм, в искусстве. Именно они послужили процессам становления общеэтнических традиций в национальном искусстве.

Классические, ставшие национальными, формы в татарском искусстве сложились на базе городской культуры татар Поволжья и Приуралья, которая , в свою очередь, сформировалась на основе этнокультурных традиций казанских татар. Центрами развития этой культуры были Казань и аулы Заказанья. В отличие от других этнографических групп, казанские татары создали развитые формы ремесленного производства, предприятия художественных промыслов, что позволило им выпускать массовую, тиражируемую продукцию, обеспечивающую нужды почти всех территориальных групп татар и даже башкир, отчасти казахов. Глубокие традиции оседло-земледельческой культуры, восходящие к булгарской государственности, высокий уровень социальной и экономической организации художественных ремесел и промыслов способствовали зарождению среди казанских татар массовой культуры периода формирования капиталистического производства, которая была своего рода переходной формой от народного традиционного искусства к "высокой культуре" (2). Исследователями было подмечено также, что культура народов с глубокими традициями земледельческого хозяйства, наиболее целостно воссоздавала изначальное этническое ядро и сохраняла его на всем протяжении развития этноса (3). Поэтому, вполне закономерно, что исторически сложившиеся высокопрофессиональные и трансформированные в массовые формы элементы казанско-татарской культуры стали всеобщими и объединяющими для татар Волго-Уральского и Западно-Сибирского ареалов. Входившие в эти ареалы этнографические группы татар, наряду с общеэтническими, продолжали сохранять, в основном на селе, локальные этнические, фольклорные традиции.

Классические общеэтнические формы ярко представлены в образцах декоративного искусства, которое охватывало почти все сферы материально-художественного производства, существовавшие тогда в татарском обществе. В период с середины 18 до середины 19 вв. складывается образцовый - классический татарский костюм как своеобразный комплекс традиционных компонентов, образующих целостный художественный ансамбль. Формируется классический стиль в орнаменте, цветовых соотношениях, получают развитие присущие только для татар техники исполнения в таких видах искусства как кожаная мозаика, ювелирное дело, золотое шитьё, вышивка, ткачество и другие, создается единый художественный ансамбль интерьера и экстерьера жилища. В обрядовых и бытовых изделиях, в одежде, народном зодчестве, в оформлении предметно-пространственной среды обитания выявляется целостная художественно-эстетическая идея, которая находит выражение в классических видах искусства, впоследствии ставших общенациональными.

Национальное искусство, как самостоятельный слой и одно из звеньев национальной культуры, также является носителем этнической специфики. Однако понятие национального, как части этнического, применительно лишь к новой и новейшей истории, и соответствуя периоду развития национальных общностей, включает новый тип культуры, который получил в литературе определение "высокой культуры". Я не буду останавливаться на роли "высокой культуры" в становлении и развитии национального искусства, поскольку это самостоятельная тема. Отмечу лишь, что она является более сложной формой проявления этнического начала в искусстве и связана с двумя противоположными тенденциями. Одна из них - стремление к становлению самостоятельной этнической культуры и другая - сближение этнических культур. Именно на этапе становления нации проявляются и этноинтегрирующие и этнодифференциирующие свойства национальной культуры.

На стадии формирования татарского национального искусства в конце 19 - начале 20 вв. его этноинтегрирующие свойства проявляются в слое "высокой", городской культуры, в то время как этнодифференциирующие сохраняются в традиционной сельской культуре, народном искусстве. Вероятно, не последнюю роль в этом сыграла разностадиальность в синхронном развитии искусства и в целом художественной культуры у различных этнических групп татар. Период национального развития у некоторых из них не дал значительных результатов в становлении профессионального искусства и "высокой культуры". В этих группах доминирующее значение продолжало играть народное традиционное искусство, особенно это относится к тем группам, в которых слабо был представлен слой городской культуры.

Развитие национального искусства связано с появлением общих и универсальных, т.н. стереотипных форм национальной культуры. Одной из таких форм становится татарский костюм. Он обретает универсальность, общенациональные черты и распространяется в городах, в местах компактного проживания татар. На селе, фольклорный костюм продолжал сохраняться, хотя и здесь зажиточные слои населения предпочитали общенациональные формы одежды. Другой стереотипной формой национальной культуры был комплекс татарского жилища, оформление его экстерьера и интерьера. Претерпели изменения в сторону общенациональной специфики все виды искусства, получившие развитие в форме ремесленного или промышленного производства, связанного с тиражируемым и массовым выпуском продукции. Это относится к отдельным видам украшений, металлической утвари, головных уборов, обуви, безворсовым коврам, тканым изделиям, шамаилям. Формируется общенациональная мода и общенациональный стиль как показатель объединения татар на основе общности художественно-эстетических вкусов.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Софисты: происхождение педагогики и культурного идеала
Софистов называли основателями науки о воспитании. Они и в самом деле заложили основы педагогики, — и по большей части интеллектуальное образование сегодня идет теми же путями37. Но и сейчас остается открытым вопрос, является ли педагогик ...

Еврипид и его время
Кризис эпохи предстает перед нами во всем своем масштабе только в трагедии Еврипида. Мы отделили его от Софокла главой, посвященной софистике, поскольку сохранившиеся драмы (которые, однако, все относятся к позднейшему этапу его творчеств ...

Италия в России Петровского времени
Во второй половине 90-х годов 20 века в Европе прошли две масштабные выставки, посвященные феномену «палладианства» в архитектуре Северной Европы 17 - 18 вв.(1) На них был представлен чрезвычайно репрезентативный материал, охватывавший пр ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru