InsideCulture

Холщовые книги

Материалы » Холщовые книги

Страница 2

Сопоставление двух рукописных книг, выполненных на холсте, позволило уточнить время создания первой книги и отнести его к первой трети XIX в. Но в то же время встал вопрос о месте изготовления подобных страннических книг. Ясно одно, что был мастер, а возможно, существовала и целая мастерская, в которой их создавали. К сожалению, ни в одной из двух рукописей нет никаких владельческих помет, позволивших бы хоть как-то определить географию их бытования.

Не менее важным является вопрос о традиции в создании книг на холсте. Использовался ли этот материал раньше, до начала XIX в., и в последствии - во второй половине XIX в. Вопрос этот закономерен, так как в настоящий момент науке известны только две вышеописанные книги.

Чтобы хоть каким-то образом можно было ответить на поставленный вопрос, необходимо обратиться к рукописям других собраний НИОР.

В фонде № 256 (собрание Н.П. Румянцева) под № 227 значится «Книга о Сивиллах» 1673 г. Написана она крупным полууставом на 92 листах бумаги формата 1°. Рукопись создавалась и украшалась в Москве, в Посольском приказе и является роскошным подносным экземпляром, выполненным для царя Алексея Михайловича. Помимо выходной записи об этом свидетельствуют и богатые книжные украшения: заставки и инициалы растительного орнамента. Книгу писал Иван Верещагин, орнаменты - золотописец Григорий Благушин. (Об этом см.: Кудрявцев И.М. Издательская деятельность Посольского приказа: (К истории русской рукописной книги во второй половине XVII в.) // Книга: Исследования и материалы. 1963. Сб. 8.). Особый интерес в этой книге для решения поставленного вопроса представляют 12 миниатюр, выполненных маслом на холсте, наклеенном на тафту.

Другие две книги, с помощью которых можно также получить ответ на поставленный вопрос, хранятся в собрании П.Н. Никифорова (ф. 199). Они были созданы по заказу Нижегородского купца Николая Порфирьевича Никифорова городецким каллиграфом И.Г. Блиновым: «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и «Синодик». Текст произведений в этих рукописях написан на плотной бумаге для рисования форматом 1°. Миниатюры же исполнены акварелью и гуашью на проклеенной тонкой белой ткани.

Итак, из приведенных примеров видно, что уже в XVII в. использовали холст для создания книги - на холсте писали миниатюры. Не исчезла эта традиция и в самом конце XIX в., в1900 г., когда русский изограф и книгописец И.Г. Блинов использовал ткань (шелк?) для написания миниатюр.

Думается, что дальнейшие исследования, поиски и находки археографов позволят более определенно говорить и о книжном центре, в котором создавали в первой трети XIX в. столь исключительно редкие книги на холсте, и о русской традиции создания книг на ткани.

Страницы: 1 2 

Рекомендуемые статьи:

Образ русского казака в фольклоре народов Северо-Восточной Сибири
Фигура русского казака, приведшего Сибирь «под государеву руку», достаточно подробно описана в дореволюционной исторической литературе. Эту тему затрагивал в своих работах П. Словцов, Г. Спасский, В. К. Андриевич, С. С. Шашков, В.Г .Богор ...

Эстетический парадокс буддизма
Буддизм, как философско-религиозная концепция и как церковь, в процессе своего исторического развития оказался в парадоксальной ситуации. И эта парадоксальность особенно ярко проявилась в его отношении к искусству, в эволюции этого отноше ...

Типы домов и интерьер
Старожилы-старообрядцы строили избы (четырехстенные дома) с сенями, пятистенки, дома «со связью» и крестовые. Эти типы жилищ были известны с давних времен. Согласно традиции, известной в средневековой Руси, помещения жилища имели разные н ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru