Южный Ильинский храм
Из всех христианских аланских храмов, сохранившихся на территории Карачаево-Черкесии, единственным действующим ныне является Южный храм. эта церковь, при постройке в X веке, была посвящена св. пророку Илии. Поэтому при последнем освящении в 1991 году было сохранено ее древнее имя - Ильинская.
Расположенный среди жилых кварталов Нижне-Архызского городища, Ильинский храм по сравнению с другими церквями, отличается скромными размерами: 20 на 25 греческих футов ( 1 греч. фут равен 30,8 см). Поэтому, скорее всего, он входил в составы усадьбы богатой аланской семьи и был ее домовой церковью.
В целом храм построен в русле античных строительных традиций, в частности, с применением кладки " тычком и ложком " в углах здания. Сложенный несколько грубее главных Нижне-Архызских храмов он в то же время связан с ними рядом общих архитектурных элементов, такими, как разработка главы и апсидальной части, подпружных арок и полочек-импостов. Эта общность архитектурно-строительных приемов указывает на принадлежность всех трех Нижне-Архызских церквей к одному архитектурному направлению и примерно к одному отрезку времени - в пределах X века.
Интересной особенностью храма является смещение западного входа и центрального окна апсиды от продольной оси здания. Этот факт говорит в пользу того, что церковь воздвигнута на месте какого-то более древнего храма, что подтверждается специальными инструментальными исследованиями, связанными с определением точного азимута храма и привязки его к датам юлианского календаря. Еще более интересной и специфической особенностью Ильинской церкви является вытянутое по продольной оси подкупольное звено плана, из-за чего барабан имеет эллипсоидальную форму.
Ранее это объяснялось тем, что малоопытный зодчий храма допустил просчеты в соотношении общих размеров здания и его частных соразмерностей. Но, обратившись к византийской церковной архитектуре, мы видим аналоги этого сознательного архитектурного приема, например, в церкви монастыря Пантократора и храме св. Софии Трапезундской. На остальной части Кавказа, в Крыму и на Балканах аналогов подобного приема нет. В то же время в древнерусской архитектуре можно указать на так же вытянутое подкупольное звено церкви св. Василия в Овруче.
Известно, что Христианство на Русь пришло с юга, из Византии. Вначале были крещены Армения, Грузия, Абхазия. Затем византийские миссионеры проникли через Кавказский хребет, и уже в VII веке начался процесс постепенной христианизации Алании. Его завершением можно считать 916 год, когда при константинопольском патриархе Николае Мистике в крупнейшем религиозном центре Алании - Нижне-Архызском городище, произошло массовое крещение основной части населения Западной Алании.
В XIX веке, во время основания Александро-Невского Зеленчукского монастыря, Южный храм был восстановлен и освящен в честь св. благоверного князя Александра Невского. Он являлся зимним монастырским храмом и отапливался подземными печами, горячий воздух из которых поступал по специальному воздуховоду. Церковь была соединена крытой пристройкой с трапезной, размещавшейся на первом этаже братского корпуса, в результате чего она могла вмещать значительное количество монахов и паломников. Рядом с ней была построена небольшая часовня и звонница монастыря. Сохранилась монастырская живопись в алтарной части храма: голубь - символ Святого Духа, херувимы и серафимы, восьмиконечные кресты. После революции монастырь постигла участь почти всех российских монастырей. Он был закрыт, а монахи репрессированы. Часть их еще долгое время скрывалась в близлежащих горах, в многочисленных каменных кельях.
Рекомендуемые статьи:
Музей-библиотека Симеона Полоцкого
Экспозиция открыта в марте 1994 г. в здании бывшей Братской школы, памятнике архитектуры конца XVIII в. Экспозиционная площадь -134,5 м2. Экспонируется 5045 музейных предметов, работает читальный зал на 10 мест. Экспозиция музея посвящена ...
Спасо-Преображенский монастырь
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Дата создания: Начало XVI века
Материал, техника: кирпич, белый камень
Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, г ...
Теории американского мультикультурализма и проблемы развития гражданского общества
Американская история и культура - продукт интеллектуальной и духовно-нравственной жизнедеятельности огромных масс людей, которых влекла мечта о новой счастливой жизни, о `земле обетованной`, и ради веры в которую они покидали Старый Свет ...