InsideCulture

Искусство эпохи неолита 7-4 тыс. до н. э. и энеолита- медно- каменноговека-4-3 тыс. до н. э

Материалы » История первобытного искусства » Искусство эпохи неолита 7-4 тыс. до н. э. и энеолита- медно- каменноговека-4-3 тыс. до н. э

Страница 1

В период неолита появляется керамика - основной фактор, определяющий особенность той или иной культуры. Художественный язык керамики - язык, благодаря которому сохраняется память о данной общности. Керамические изделия- носители информации об ушедших в прошлое археологических культурах. В период неолита и энеолита начинается подлинный расцвет орнаментального искусства, причем используются все основные законы орнаментации: точное ритмичное размещение узора, чередование орнаментальных зон, симметрия в начертании равносторонних треугольников и ромбов. Другим уникальным явлением рассматриваемых нами эпох являются петроглифы, которые известны во всех местах обитания человека. Много их и в России на Онежском озере и на Белом море. В эпоху неолита намечается и закрепляется отставание разных регионов друг от друга, обусловленное климатическими условиями и характером занятий племён. Так, осёдлое земледелие на юге стало стимулом к образованию самых ранних государственных форм. Скотоводы степной зоны соприкоснулись с цивилизацией несколько позже. Что же касается охотников, рыболовов и собирателей Сибири, Поморья, Северной Европы, то "историческое время" цивилизации наступило у них поздно. Процесс обретения государственности у них растянулся на более длительный срок.

Итак, регионы неолита мы делим на "цивилизационные" и незатронутые цивилизацией, ибо возникновение цивилизации станет краеугольным камнем этого периода, не случайно Тейяр де Шарден назвал неолит "самым критическим и величественным из всех периодов прошлого". В этот период отчётливо выступают различные пути развития человечества, в зависимости от географических условий обитания данной культуры: или это становление государственности в древнейших регионах земледелия, или многие века кочевой жизни и жизнь среди дикой, невозделанной природы.

Период энеолита является началом палеометаллической эпохи, т. е. Медно - каменного и бронзового веков. В период энеолита человечество впервые научилось выплавлять орудия из первого известного ему металла - меди. Начиная со II тысячелетия в Евразии широко распространяется бронза - более прочный сплав меди и олова. Тогда же наряду с древним способом производящего хозяйства - земледелием, окончательно складывается новый - скотоводство, который позволяет освоить обширные степи и предгорные зоны. В начале кратко охарактеризуем искусство неолита и энеолита в культурах древнейших очагов земледелия, которые предшествовали периоду появления ранних форм государственности.

1) Иордано- палестинский регион (Иерихон - 8-7тыс. лет до н. э.). Сохранились погребальные маски, глинобитные дома, а также древнейшие в истории человечества городские стены.

2) Малоазийский регион (Чатал-Гуюк). Примечательно огромное количество статуэток обнажённых женщин, символизирующих культ плодородия. Сохранившиеся святилища часто украшает изображение быка. Такую же роль бог в виде быка играл в крито - микенской цивилизации и Древнем Египте периода Раннего царства(мастабы в Саккара с головами быков, 4 тыс. до н. э.).

3) Месопотамский регион (культура Джармо, 7-6 тыс. до н. э.). Для этого региона характерна необычайно декоративная керамика, слепленная сначала вручную, а затем на гончарном круге. Керамика из Самарры датируется 5 тысячелетием до н. э. Культовые сосуды, чаши, блюда характеризует особая тщательность работы. Среди многочисленных орнаментов фигурируют т. н. "первобытные свастики" - символ круговорота природной стихии и солнечного хода. Люди, животные, растения, - всё закручивается в стремительном вихре движения, превращаясь в отвлечённо- геометрические фигуры. Другими элементами орнамента являются "елочки" и "зигзаги". Лучшие произведения керамики, помимо музеев Ирана и Ирака, представлены, также, в собраниях Лувра и Эрмитажа. Из мягких пород камня одновременно с сосудами изготавливаются и цилиндрические печати. При накатке на сырую глину они образовывали непрерывный орнаментальный фриз. Являясь магической охраной собственности, печати выполняли функцию амулетов и украшений.

4) Египетский центр. Неолитические культуры - Таса и Меримде Бени Саламе. Керамика лепится вручную и лишена декорации. В изделиях из глины мастера стремятся воспроизвести фактуру каменных сосудов. Излюбленным материалом для изготовления сосудов у древних египтян был камень. Наряду с легко поддающимся обработке алебастром, использовались и твёрдые породы камня: брекчия, гранит, базальт, диорит, порфир. Вазы и блюда полировались до блеска, дематериализуя его тяжесть и косность. Роспись керамики появляется в период энеолита - бронзового века (культуры Негада I и Негада II). Люди и животные запечатлены на поверхности сосудов как бы при взгляде с разных точек зрения. Мастером передаются главные характеристики, из которых и складывается изображаемый предмет. Фигуры людей и туловища животных поэтому могли изображаться в фас и в профиль одновременно. В качестве жилища используются небольшие круглые хижины из тростника, обмазанные глиной. Позднее появляются прямоугольного плана дома из сырцового кирпича, где селятся вожди. Архитектурные формы прямоугольного дома оказали влияние на строительство гробниц. Первые дошедшие до нас росписи относятся к эпохе энеолита и происходят из погребения вождя в Иероконполе.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Храм Василия Блаженного
Собор Покрова на Рву Дата создания: 1555 г. - 1561 г. Автор: Барма, Постник Материал, техника: кирпич, белый камень, полихромная керамика Возведен в 1555-1561 гг. на Красной площади у каменной Троицкой церкви "на рву" 1553 ...

Оперные кошмары и сны
В отличие от восприятия оперы как знака культурной традиции, иной, снижающе-фамильярный план оперных ссылок хорошо демонстрирует фраза из очерка-фельетона "Три вида свинства": "То не Фелия Литвин с оркестром в 100 человек р ...

Федоскинская миниатюра
Федоскинская миниатюра, вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце 18 в. в подмосковном селе Федоскино. Производство изделий из папье-маше возникло в 1798, когда купец П. ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru