InsideCulture

Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз

Материалы » Этика начинается с проведения границ между журналистикой, рекламой и паблик рилейшнз

Страница 1

В одном из профессиональных журналов прочитал статью, которая одновременно и обрадовала, и насторожила. Обрадовала потому, что в ней признавался факт засилья заказных материалов в нашей прессе, разбирались интересные примеры, тревогу же вызвала позиция автора, «ничего в целом не имеющего против «джинсы»… Его не устраивает лишь качество таких материалов: «Если браться за изготовление «джинсы», то почему бы не поучиться делать это добросовестно. В работе «по заказу» нет никакого криминала, если она не слишком грешит против истины и выполнена мастерски». Действительно, в заказном материале нет ничего криминального (в конце концов есть понятие социального заказа, есть работа по заданию редактора), но опасен его скрытый характер…

Аудитория одновременно находится под воздействием самой различной массовой информации – публицистической, официально-статистической, просветительской, развлекательной, рекламно-справочной и др. Для человека важно воспринять информацию, которая так или иначе помогает (полезна) ему, и вряд ли он глубоко задумывается, к какому виду деятельности относится та или иная публикация. Но самим-то профессионалам крайне важно понимать, что выходит из-под их пера: журналистская, рекламная или PR-публикация…

Не углубляясь в теорию, лишь уточним, что когда мы говорим о журналистике, то предполагаем обязательное условие: наличие массовой аудитории, потребляющую общественно-значимую информацию. Именно такая информация, отражающая многомерность мира и в то же время имеющая прогностический характер, в состоянии формировать сознание масс, ориентировать их в явлениях, процессах и закономерностях социальной жизни, прогрессивно влиять на их убеждения, взгляды, идеалы, стремления, показывать пути и средства достижения целей, направлять социальную активность людей в соответствующее целям русло. Думается, трактовать журналистику следует именно с учетом изложенной выше качественной характеристики. Наличие этической составляющей – также непременное условие функционирования журналистики как таковой. Если эта деятельность опирается на устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, одинаково понимаемых всеми субъектами (правила «игры» одинаково трактуются «игроками», «судьями» и «зрителями»), она действительно становится способной реализовывать основную функцию социального института – регулирование тех или иных сфер социальных отношений.

Нередко под журналистикой понимают только публицистику. Это, видимо, также узкий взгляд, если не понимать под публицистикой всю совокупность текстов, информационных, аналитических, художественно-публицистических. Тогда, действительно, этот, один из важнейших информационных потоков, заполняющий СМИ, оказывает комплексное постоянное влияние на общество в целом и на каждого человека в отдельности. Тогда информация по-настоящему ускоряет социальное развитие, социальное самосознание аудитории, содействует формированию общественного мнения, влияет на деятельность других социальных институтов, служит средством общественного воспитания. В этом смысле журналистика как таковая (качественная журналистика, журналистика, объективно востребованная обществом) непременно включает публицистику.

Но качественную журналистику все более теснит другая – «желтая», «бульварная», «глянцевая»… Оправдания издателей («Знаменосцы порока – солидные общеполитические издания, которые тоже пишут про чужую кровь и чужие деньги, но неинтересно и ангажировано») не объясняют, тем более не решают проблемы. Общество заинтересовано в балансе информации – позитивной и негативной, официальной и бытовой, политической и социальной и т.д. Только тогда появится возможность хотя бы приблизиться к тому, что мы называем «объективная картина мира» в противовес искусственному, виртуальному миру. Ведь цель журналистики как исторически возникшей и необходимой современникам деятельности и заключается в том, чтобы стремиться адекватно, по мере возможности полноценно, а не фрагментарно отражать событийную картину мира, давать объективный анализ социальных проблем с целью их разрешения.

К сожалению, сегодня самый большой грех сегодняшней российской прессы – пренебрежение профессиональными стандартами, и прежде всего этикой (что, по сути, одно и то же). Как результат: аудитория все меньше доверяет СМИ, печатному и звучащему слову.

Например, по поводу «катастрофизма» в нашей журналистике философ, религиозный мыслитель, поэт и переводчик Владимир Микушевич высказался примерно так: всеобщее ожидание катастрофы и есть катастрофа, а затем присоединился к мнению Жака Деррида, считавшегося ложные апокалипсисы столь же смешными, сколь и вредными. О позитивных же ракурсах на ТВ В. Микушевич заметил следующее: «Я не знаю, что такое позитивное и негативное. Это низкий уровень журналистики. Правда позитивна. Нужно стремиться к максимальной достоверности».

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

Псковская школа иконописи
Большинство памятников древней живописи не дошли до наших дней, но северные русские земли стали в этом смысле исключением. Они не подверглись в 13 веке такому разрушению, как остальные. Псков и Новгород сохранили основы своей культуры, ...

Литература Китая
Древнейшая дошедшая до нас библиография китайской литературы принадлежит Бань Гу (32-92 гг н.э.). В своей работе «описание искусств и словестности» (являющейся частью его же «Истории династии Хань»), он выделяет основные имеющиеся виды ли ...

Куинджи А.И.
Куинджи Архип Иванович (1842-1910) Художник-живописец, пейзажист, Академик, руководитель класса пейзажной и перспективной живописи Академии художеств. Представитель романтического направления русской живописи второй половины девятнадца ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru