InsideCulture

Портрет времени Антонинов

Материалы » Портрет времени Антонинов

Страница 6

В собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина есть превосходная голова неизвестного мужчины, относящаяся к раннему периоду правления Марка Аврелия – вероятно, к 60-м годам II века н.э. Изображен человек средних лет. Высокий лоб мыслителя, немного впалые щеки, мягко очерченный рот. Глаза полуприкрыты верхними веками, как на портретах Марка Аврелия. Взгляд придает особую одухотворенность лицу. Мягкая моделировка умеренно полированного лица контрастирует с глубокой светотеневой проработкой волос, бороды и усов. Эта голова является одним из шедевров антониновского портрета. Несмотря на большое единство антониновского портрета, он отнюдь не однообразен благодаря использованию в нем различных скульптурных приемов.

Женский портрет в Эрмитаже, так называемая "Сириянка", отличается от московского портрета сильной полировкой лица и почти полным [с.66] отсутствием следов бурава.

Тонкое продолговатое лицо "Сириянки" с неправильными, даже некрасивыми чертами восточного типа благодаря полировке кажется почти прозрачным. Глаза с утолщенными верхними веками смотрят в сторону и вверх, выражение лица немного грустное и мечтательное. На губах чуть заметная улыбка с легким оттенком иронии. Густые брови выполнены пластически и контрастируют с гладкой поверхностью лица. Сложная прическа с большим узлом волос кажется слишком тяжелой для этой небольшой головы. Ровные волосы разделены процарапанными линиями. Этот портрет правдиво передает не только внешние черты, но и внутренний облик молодой женщины, принадлежавшей, вероятно, к высшим кругам провинциальной знати с ее высокой и утонченной культурой.

Другой, очень яркий образ неримлянина – человека восточного происхождения – представляет портрет некоего Меропна Волкация.

Это имя выгравировано на табличке на подставке бюста. Портрет был найден в Остии и хранится в местном музее. Исключительно мягко, без резких переходов моделированы черты лица, особенно неопределенны очертания рта. Легкими насечками намечены небольшие усы и бачки на щеках. Густые вьющиеся волосы еще сильнее разработаны буравом, чем в описанных выше портретах, еще контрастнее сочетание освещенных и затененных частей.

Характерные черты антониновского портрета достигли предела своего развития к концу II века н.э. Время правления последнего императора из династии Антонинов Коммода, сына Марка Аврелия (180-192 гг. н.э.), характеризуется нарастанием кризиса рабовладельческих отношений и борьбы социальных группировок. Экономическое состояние государства было сильно поколеблено длительными войнами. Вступив на престол, Коммод заключил мир с непокоренными еще племенами квадов и маркоманов, чем вызвал большое недовольство сената. Опираясь главным образом на военные круги, особенно на преторианские войска, Коммод стремился к превращению своей власти в неограниченную монархию. Он требовал особого поклонения и божеских почестей. Недовольство Коммодом вызвало заговор против него среди его приближенных. Он был убит в ночь на 1 января 193 года. Портретов Коммода сохранилось немного. Видимо, многие из них были уничтожены после его смерти.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуемые статьи:

Любовь к травме
Но тогда данный текст представляет собой своего рода снятие масок с некоторых наших субличностей, восстановление законных прав Другого автора. Но тогда это не аналитика: « .всякая наука, всякая реальность, всякое производство только и дел ...

Астраханский кремль
Астраханский кремль - выдающийся памятник русского военно-инженерного искусства и архитектуры второй половины XVI века. Строительство Астраханского кремля связано с важным периодом в истории нашей Родины, когда дальнейшему росту и укре ...

Васнецов В.М.
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - русский живописец. Мастер исторического и мифологического жанров, представитель неорусского стиля в русском модерне. Творческая биография Васнецова отчетливо делится на два больших периода. В п ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru