InsideCulture

Портрет времени Антонинов

Материалы » Портрет времени Антонинов

Страница 2

Черты классицизма в искусстве раннеантониновского времени особенно хорошо выражены в портретах супруги Антонина Пия – Фаустины Старшей. Известно более тридцати ее портретов, выполненных в различных частях Римской империи. Строгие и правильные черты лица Фаустины хорошо согласовались с классицистическими вкусами того времени. Во всех портретах Фаустины удлиненный овал лица, полные щеки, шея и подбородок, красивой формы нос, образующий в профиль почти прямую линию, что соответствует классическим нормам красоты.

Эти черты особенно ярко выражены в голове Фаустины Капитолийского музея. Голова Фаустины из Остии – один из лучших, наиболее жизненных ее портретов – следует Капитолийскому типу: но моделировка мрамора здесь более тонкая, дающая живописные эффекты светотени, благодаря значительно большему применению бурава и полировки поверхности мрамора. Индивидуальной особенностью лица Фаустины, повторяющейся на всех ее портретах, являются тяжелые веки, почти на четверть прикрывающие глаза. Зрачки выполнены пластически, взгляд устремлен вдаль, выражение лица грустное и томное. Такое изображение глаз придает особую прелесть классически правильным чертам Фаустины. Его можно видеть и на других портретах этого времени, главным образом лиц, близко стоящих ко двору и стремившихся подражать внешности императрицы.

Если портреты Фаустины Старшей являются превосходными образцами классицистического портрета времени Антонина Пия, то в ряде портретов частных лиц этого периода значительно сильнее выражено стремление передать сложную духовную жизнь человека.

[с.62] Начало упадка Римской империи, которое столь ясно проявилось при последних Антонинах, чувствовалось уже в середине II века н.э., при Антонине Пии, несмотря на сохранение внешнего блеска "золотого века" империи. Усталость, стремление отойти от реальной жизни и углубиться во внутренний мир особенно характерны для римской знати того времени с ее утонченной культурой.

Такие настроения проявляются в ряде произведений, прекрасным образцом которых служит портрет молодого человека из Берлинских музеев, относящийся к началу 50-х годов II века н.э. Голова юноши устало наклонена вправо. Выражение лица серьезное, слегка задумчивое. Врезанные зрачки помещены не в центре глаза, а ближе к верхнему веку; этот своеобразный прием, распространяющийся в это время, придает мечтательное выражение взгляду. Густые, свободно лежащие завитки волос образуют живописную игру светотени, чему способствует мягкость исполнения головы, сочетающаяся с широким применением бурава. Художник создал удивительно тонкий, лирический образ, являющийся как бы продолжением портретов Антиноя с их томной грустью.

В рассматриваемый период уменьшается различие между римским и греческим портретом, которое мы отмечали выше. Римские скульпторы в своих работах вдохновлялись образами классической греческой скульптуры, подражали многочисленным портретам философов. Эти образы были близки и понятны греческим скульпторам, работы которых отличаются от столичного портрета лишь большей мягкостью в обработке материала, особым мастерством моделировки, отражавшим веками накопленный опыт. В греческих портретах также переданы настроение легкой грусти, самоуглубленность. Интересно, что эти портреты, изображающие частных лиц, часто более индивидуальны, чем римские.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуемые статьи:

Художественный мир былины
В былинах вырабатывалась специфическая манера изображения богатырей и их подвигов. Для описания всего, что связано с главным героем, используются гиперболы - намеренные преувеличения. Все, что окружает богатыря, столь же велико, исключите ...

Раифский монастырь
Раифский Богородицкий Мужской Монастырь. Недалеко от Зеленодольска находится этот знаменитый монастырь, место пребывания одной из важнейших православных святынь - иконы Грузинской Божьей Матери. Редчайший для послереволюционной России ...

Концепция творческого развития Большого театра России на 2004-2010 годы
Большой театр всегда был и остается одним из основных символов величия нашего государства и его культуры. Большой театр может соответствовать этому званию только при условии постоянного и быстрого художественного роста, базирующегося на и ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru