InsideCulture

Семья в Риме VII-начала VI в. до н.э.

Материалы » Семья в Риме VII-начала VI в. до н.э.

Страница 2

В царствование Тулла Гостилия Гораций, одержав важную для Рима победу над альбанцами Куриациями, осуждает и казнит собственную сестру за неправедную, по его мнению, любовь, а отец их одобряет такую расправу (D.H., III,21,6; Liv., I,29,6). Жизнь и смерть женщины, таким образом, находится в руках не только отца, но и братьев. Женщина не принимается во внимание при составлении завещаний, как в случае с отцом Тарквиния Старшего Демаратом, который не оставил своей невестке и, следовательно, не родившемуся тогда еще внуку никакого наследства (Liv., I,34,2-3). Наконец, Гайя Цецилия участвует в "общественной жизни" Рима, но сама быть царицей не может (Plut., Q.R., 36). Женщина, оставшись вдовой, теряет право называться mater famiilias, так как этот "титул" обеспечивал ей (при наличии детей) только муж, pater familias.

Положение женщины в римском обществе, как видим, достаточно бесправно12, и речь, безусловно, может идти уже о патриархальной семье. Возвращаясь же к ситуации с Гайей Цецилией, выскажем предположение, что ее роль в римской жизни как раз и объясняется принадлежностью к царской семье, в которой она является mater familias.

Уже упоминалось, что отец в патриархальном обществе волен судить свою дочь и даже обрекать ее на смерть. Однако с глубокой древности в Риме существовал закон, разрешающий отцу продавать собственных сыновей. Нума внес в него уточнение, согласно которому продать сына можно лишь три раза, после чего он переставал подчиняться отцовской власти (Plut., Numa, XVII; tab. ХП,IV,2).Отпрыск, оскорбивший отца до слез, по достаточно древним установлениям, должен быть убит (Fest., Plorare). Очевидно, что авторитет отца семейства был высок, поддерживался общественным "законодательством"; pater familias имел неограниченную власть не только над дочерьми, но и над сыновьями.

Горации ко времени войны Рима с Альбой были известными людьми и воинами, прославившимися подвигами во многих битвах (D.H., III,13,3). Но они живут вместе с отцом и не считают возможным предпринимать что-либо, не посоветовавшись с ним (D.H., III,17,1-5). После убийства сестры Гораций предстает перед судом. А защитную речь на судебном заседании произносит не сам юноша, а его отец (Liv., I,26,10), который считает, что, кроме отцовского суда, [6] сыну нечего опасаться (D.H., III, 21,7). Отец обычно выбирает для взрослых сыновей жен, как это делал Демарат (D.H., III,46,5).

Следовательно, пока отец жив, его сыновья, какого бы возраста они не были, фактически неправо- и недееспособны.

И.Л.Маяк полагает, что при первых царях власть pater familias еще не была деспотической13, но все приведенные факты говорят об обратном. И хотя Горация-сына привлекает к суду за убийство сестры римская община и царь как глава общины (Liv., I,26,8-11), что свидетельствует о стремлении римских центральных органов управления ретушировать отношения внутри семьи, факт, что Гораций-отец вынуждает суд оправдать сына, сославшись на свое исключительное право судить и обвинять его (D.H., III,22,4), позволяет сделать вывод о гораздо большем значении семьи и власти pater в ней по сравнению с общеримскими установлениями и полномочиями царя. Это как раз и является показателем не только огромной власти отца семейства, уже установившейся в римских familiae, но и деспотичного характера этой власти. Таким образом, можно говорить об окончательном конституировании в Риме в период царствования Тулла Гостилия большой патриархальной семьи.

Существование закона о продаже отцом своих детей (Plut., Numa, XVII) предполагает отношение к детям как своего рода ценному имуществу семьи и в первую очередь, конечно, для pater familias.

Имущество pater familias делится между детьми (Liv., I,34,2-3), т.е. дробилось. Если у Нумы, царя, знатного и небедного человека, было трое сыновей и дочь (Plut., Numa, VIII; Liv., I,18,6; 32,1), у богача Демарата и царя Анка Марция – по двое (Liv., I,34,1-3; 40,1), знатный римлянин Гораций-старший – отец – имел по крайней мере четверых детей: трех сыновей и дочь (Liv., I,26,2,9), то Авгур Атт Навий, живший при Тарквинии Старшем, принадлежит к бедному семейству и является единственным ребенком отца (D.H.,.III,70,2). Это свидетельствует, вероятно, о том, что количество детей служит как бы индикатором благосостояния familiae: только богатый римлянин мог позволить себе иметь много детей и не оставить их бедняками после своей смерти. И, наоборот, чем больше детей, тем потенциально богаче их отец, хотя бы потому, что в случае крайней нужды он может их продать.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Понятие – Культура
Культура - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей. Понятие культуры употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития опре ...

Апостол Сибири святитель Иннокентий и писатель И.А.Гончаров
В жизни писателя Ивана Александровича Гончарова была необыкновенная встреча с человеком, который впоследствии был признан святым и канонизирован Русской Православной Церковью. Возвращаясь в 1854 г. с Дальнего Востока в Петербург через Сиб ...

Сад Миллеса
Скульптура — падчерица в семье изящных художеств. Она уступает живописи и графике в смысле популярности у широкой публики. Скульптура живет в реальном пространстве (в том же, что и мы с вами) и в силу своей конкретности и телесности менее ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru