InsideCulture

Семья в Риме VII-начала VI в. до н.э.

Материалы » Семья в Риме VII-начала VI в. до н.э.

Страница 3

Представляет интерес порядок наследования власти в царском Риме. Тулл Гостилий и Анк Марций известны деяниями и высоким положением [7] в обществе своих дедов. Царская власть Тарквиния Старшего передается Сервию Туллию, который был у Тарквиния liberum loco (D.H., IV;4; Liv., I,39,4), так как родной сын царя рано умер (Aur. Vict., VI), да еще и зятем. После него царем должен стать старший внук Тарквиния (D.H., IV,4,2). Дети Анка Марция считают, что после отца исключительное право на царский "титул" принадлежит им (Liv., I,40,1-3), и для достижения своих целей они не останавливаются даже перед убийством узурпатора – Тарквиния (Liv., I,40, 4-7). Как видно, царская власть во всех указанных случаях передается в рамках одной семьи прямым родственникам по мужской линии. И, наверное, можно говорить о зарождении семейной династии, поскольку ни члены рода Тарквиния, ни члены рода Анка на высшую власть в общине не претендуют.

Римлянин Гораций и альбанец Куриаций женаты на родных сестрах (D.H., III,13,5), и оба они, по словам Дионисия, выделяются среди римлян и альбанцев знатностью происхождения (D.H., III,13,3). Дочь Горация-старшего просватана за одного из младших Куриациев (Liv., I,26,2), т.е. за своего двоюродного брата. Как нам кажется, это свидетельствует о стремлении ряда семей сохранить и укрепить свое положение, несмотря на то, что браки заключаются между разными общинами, которые не всегда находятся в дружеских отношениях. Есть, видимо, основание говорить даже о начале формирования знатных семей на территории Рима, что также является доказательством усиления роли familiae в VII – начале VI в. до н.э.

Принимая во внимание все рассмотренные факты, можно сделать следующие выводы: в Риме эпохи правления Тулла Гостилия, Анка Марция и Тарквиния Старшего большая патриархальная семья становится институтом, настолько прочно завоевавшим позиции в структуре общества, что попытки общины регламентировать внутрисемейные отношения на данном этапе терпят крах. Род продолжает существовать и играть немалую роль в жизни Рима, но и familiae развилась уже в такой степени, что, видимо, заменяет его в осуществлении ряда общественно значимых функций, как на более ранних этапах это произошло с хозяйственной функцией14. Усиливавшаяся же власть pater familias в состоянии конкурировать с властью родовладык и, скорее всего, придет ей на смену.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуемые статьи:

Мавзолей В.И. Ленина
Мавзолей на Красной площади в Москве - усыпальница В.И. Ленина, одна из вершин советской архитектуры. Архитектор - А.В. Щусев. Первый (временный деревянный) вариант Мавзолея был открыт 27 января 1924 года возле Сенатской башни Кремля ...

Происхождение былин
В произведениях древнерусской литературы есть упоминания о певцах, которые исполняли свои песни под гусли. Один из таких певцов-сказителей упомянут в "Слове о полку Игореве". Это Боян, который пел о героических воинах прошлых ле ...

Эпическое мышление в истории киргизского фольклора
Пайзилда Ирисов, доцент кафедры киргизской литературы Ошского государственного университета, Республика Кыргызстан. Общеизвестно, что явления природы и их свойства вызывали у древних людей разные эмоциональные чувства: страх, изумление, ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru