InsideCulture

Римский портрет II века н.э. Портрет времени Адриана

Материалы » Римский портрет II века н.э. Портрет времени Адриана

Страница 3

Этот классицизм особенно присущ портретам его жены Сабины, испанки по происхождению. Один из лучших – бюст Ватиканского музея, выполненный в начале правления Адриана. Удлиненный овал лица Сабины, ее тонкие правильные черты хорошо гармонируют с идеализирующим характером портрета. Изящная головка грациозно сидит на длинной, гибкой шее. Вьющиеся волосы, схваченные обручем надо лбом, уложены на затылке мягким узлом. Черты лица, несомненно портретные, овеяны легкой грустью. Характерен довольно большой нос с горбинкой, маленький рот.

Для искусства времени Адриана велико значение образа Антиноя. Антиной – молодой грек из Вифинии, любимец Адриана, отличался необыкновенной красотой. Он сопровождал императора во всех его путешествиях. Во время пребывания в Египте Антиной, по преданию, покончил с собой, бросившись в Нил. После его самоубийства, которым он, по мнению современников, отвратил гибель Адриана, ему предсказанную, был учрежден культ Антиноя, в котором соединились религиозные представления Древнего Египта с образами греческих богов – явление, характерное для этого времени. Культ Антиноя получил широкое распространение главным образом в Греции и в Египте. Его почитали как Озириса и Адониса, Аполлона и Диониса, посвящали ему храмы и алтари. "Греки, по воле Адриана, обожествили Антиноя и утверждали, что через него даются предсказания" (Элий Спартиан, Жизнеописание Адриана, XIV, 7).

Чеканились монеты с изображением Антиноя. Сохранилось очень много его портретов, большая часть их была выполнена в Греции и восточных провинциях Римской империи.

Во всех этих портретах мы видим одни и те же черты, воспроизводящие, по-видимому, реальный образ: мускулистый торс с широкими плечами, довольно тонкие руки, округлое лицо

с полными щеками, пухлые губы, довольно крупный нос, прямые брови. Следует думать, что все портреты Антиноя восходят к одному прототипу. Индивидуальные черты идеализированы, большинство портретов представляет его героически [с.59] обнаженным, как греческого атлета (например, статуя Национального музея в Неаполе, один из лучших портретов Антиноя), или в виде какого-либо греческого божества (например, статуя в Ватикане, изображающая его в образе Диониса). Однако красивое юношеское тело лишено силы и мужества греческих прообразов. Его чувственная красота соединяется с выражением томной грусти и какой-то покорности судьбе.

Одним из лучших портретов Антиноя является мраморная голова в Лувре, вероятно, копия с бронзового оригинала. Она выполнена в духе классического греческого искусства V века до н.э. При этом идеализация черт лица соединяется со стремлением передать портретное сходство. Глаза были вставлены из цветного прозрачного камня и должны были производить живописное впечатление на гладкой поверхности мрамора. Голова Антиноя слегка наклонена, выражение лица немного грустное. Пассивная грусть и обреченность, которые мы видим почти на всех портретах Антиноя, делают его образ сложным и противоречивым, далеким от простоты, ясности и оптимизма подлинных произведений греческого искусства. По характеру головного убора некоторые ученые считают, что на луврском портрете Антиной представлен в образе Озириса. Соединение черт египетского и греческого искусства можно видеть и в некоторых других скульптурах Антиноя. Такова, например, египетизирующая статуя из красного порфира в Ватиканском музее, изображающая Антиноя в древнеегипетском головном уборе – клафте и набедренной повязке. Его фигура представлена в позе, свойственной древнеегипетским статуям. Такое эклектическое соединение черт искусства Греции и Египта характерно для времени Адриана.

К тому же периоду относится ряд интересных портретов частных лиц. В этих портретах влияние классицизма сказывается главным образом в простоте и строгости построения, в известной обобщенности, отсутствии стремления к передаче деталей. Но в целом эти бюсты более индивидуальны, чем официальные, такие, как изображения Адриана и Антиноя. К началу правления Адриана относится одна из лучших скульптур

его времени – голова мальчика (Берлинские музеи); классическая ясность и четкость скульптурной формы соединена с тонкой моделировкой. Немного выдающиеся скулы и очень полные губы придают индивидуальный характер лицу мальчика и делают его непохожим на римлянина. Это или ливиец, или житель одной из восточных римских провинций. Лицо его выражает мальчишеское упрямство и своенравие.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Новозаветные сюжеты в живописи: Чудеса, совершенные Иисусом Христом
Библия - и Ветхий завет, и Новый завет - полна рассказами о событиях, которые не могли быть сотворены ни силой, ни искусством человеческими. Они произошли как волеизъявление высшей - божественной - силы, то есть как чудеса. Само явление Х ...

Полититко-правовые идеи Реформации
В XVI в. ряд стран Западной и Центральной Европы охватила Реформация (лат. reformatio – преобразование, перестройка) – массовое движение против католической церкви, объединявшей всю феодальную Западную Европу в одно огромное целое и окруж ...

Эстетически-эмоциональная антитеза
Близость искусства и религии на эстетически-эмоциональном уровне связана с тем, что у них существуют некоторые общие структурные признаки. Искусство и религия — это такие духовные феномены, в которых эмоционально-оценочные уровни превалир ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru