InsideCulture

Тембральная метафоризация в радиоречи

Материалы » Тембральная метафоризация в радиоречи

Страница 4

Тембральные характеристики в сочетании со специфическим движением мелодического тона способны передавать определенные модальные характеристики, такие например, как: печаль, нерешительность, самоуверенность. В качестве примера можно привести хорошо известное изречение арабского ученого Абуля-Фараджа, полагающего, что тот, "кто разговаривает, постепенно снижая голос, несомненно, чем-то глубоко опечален, кто говорит слабым голосом, робок, как ягненок, тот, кто говорит пронзительно и несвязно, глуп, как коза". (Цит. по: А.А. Кондратов, 1978, С.115). В эфире громкий насыщенный взрывной тембр неизменно сопровождает оптимистичные радиосообщения типа "Здравствуйте, добрые люди лучшего города Земли!" или "Этот час с программой "Отдыхать, так с музыкой". Печальные известия принято озвучивать несколько уменьшая громкость голоса, усиливая грудной регистр и убирая при этом звонкость, иногда прибегая к специальным артикуляциям (например, сужению ротового резонатора): "Траур в США в связи с недавними терактами официально продлен до 22 сентября". В интерактивном вещании и рекламе возможно использование эмоционально контрасных тембральных характеристик, если они сопровождают стратегию "обманутого ожидания". Например, звучит тихое, вкрадчиво-неприятное обращение, произнесенное пародийным "скрипучим" голосом "Ну-ка, голубчик, открой ротик", а далее сразу громкий "гармонический" баритон объявляет:

-Приглашаем на работу менеджеров по рекламе!

"Играя тембром", диктор может не только передать слушателю определенную эмоцию, но и выразить свое отношение к излагаемому. По воспоминаниям дикторов-коллег, это умение особенно было присуще творческому почерку В.С. Соловьевой. "Ее голос звучал "звонко и молодо, окрашивая в светлые, оптимистичные тона всю передачу. Даже в коротеньком объявлении "московское время", произносимом ею в присущей ей одной щебечущей манере, звучало: "Все отлично, дорогие друзья!" (Н.В. Толстова, 1972, С.70). Несмотря на тембральную неповторимость, звонкие, взрывные гармоничные голоса всегда легко предают чувства радости и удовлетворения от читаемого. Их обладателям прощаются даже небольшие заминки и оговорки в эфире, в то время как не менее красивые, но низкие и насыщенные тембры воспринимаются более настороженно и отстраненно. Так, по данным нашего опроса, бодрое и легкое сопрано О.Андреевой ("Маяк") ощущается слушателем как голос близкого и доброжелательного человека, а более низкое, несколько назализованное "меццо" О.Морозовой ("Fm на семи холмах") - как голос некой привлекательной, но далекой от его интересов особы. Неадекватная тембральная реализация вербальной информации приводит к эмоциональному отторжению слушателя или порождает совершенно неожиданные трактовки сообщения. Например, озвучивание рекламы вялыми, "официальными" голосами способно спровоцировать "эффект бумеранга", сделав рекламу антирекламой.

В радиоречи эмоциональная и модальная значимость тембра нерасторжима с оценкой его носителя.

II. Тембром на радио может передаваться не только эмотивно-оценочная, но и дополнительная смысловая информация, что позволяет вычленить информационную функцию тембральной метафоры.

В радиоречи тембр, стимулируя определенные ассоциации, может передавать как личностно-модальную, так и косвенную информацию о предмете речи.

Звучание голоса всегда неумышленно соотносится с имиджем диктора и заставляет слушателя "довообразить" его визуальный облик и даже некоторые поведенческие характеристики. "Хрипотца" или "тремоляция" голоса могут сигнализировать о немолодом возрасте или плохом физическом состоянии. В сочетании с другими просодическими характеристиками тембровое воздействие позволяет приписывать радиоведущему весьма разнообразные интеллектуальные, моральные и деловые качества. Как отмечается исследователями ("Оптимизация речевого воздействия", 1990), по звучащему в эфире голосу слушатели дают ведущим следующие оценки: "эрудированный", "добрая", "не курит", "ходит с дипломатом", "душится духами "Мисс Диор", "любит детей". Известный эксперимент по определению вида деятельности говорящего по голосу, проведенный британским радио, показал наличие специфических тембрально-мелодических клише, позволяющих слушателю безошибочно "угадывать" такие профессии как актер, судья и священник.

В последнее время в радиожурналистике "голосовой имидж" диктора или ведущего подбирается соответственно формату радиовещания. Формат понимается как основное содержание, характер и стиль вещания каналов. А. Шер и Дм. Нагиев, с их ироничной, мягкой манерой и способностью к тембровой парадийности обозначили формат радио "Модерн". С их уходом и появлением нового дуэта (Г.Бачинский-С.Стилавин) голосовой "имидж" радиостанции практически не изменился. Программа "Либерти Лайф" (радио "Свобода"), отличающаяся интересом к рыночной экономике и полемике в прямом эфире, требует иных коммуникаторов: мужчин, владеющих не только быстрой реакцией и некоторой амбициозностью, но и гармоничным голосом низкой тембральной окраски. А.Чижов с его несколько "зашумленным" тенором воспринимается наиболее адекватным выразителем интерактивного вещания "Русского Радио" (программа "Парковка"), а полетный, почти детский, голос Е.Штур безошибочно сигнализирует о передачах радиостанции "Юность".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуемые статьи:

Любовь к травме
Но тогда данный текст представляет собой своего рода снятие масок с некоторых наших субличностей, восстановление законных прав Другого автора. Но тогда это не аналитика: « .всякая наука, всякая реальность, всякое производство только и дел ...

Спасо-Преображенский монастырь
Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле Дата создания: Начало XVI века Материал, техника: кирпич, белый камень Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, г ...

Частушка в наши дни
В современной деревне поют немало старинных частушек: они не потеряли своего смысла, как не потеряла смысла любовь и все, что с ней связано. Но жизнь меняется - меняются, переделываются и частушки. Раньше было: "Без лучины, без огня ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru