InsideCulture

Тембральная метафоризация в радиоречи

Материалы » Тембральная метафоризация в радиоречи

Страница 6

Однако радиообраз не может быть создан без соавторства слушателя и его способности к ассоциативным переносам. Поэтому с информационной функцией тембра теснейшим образом переплетаются две других: мотивационная и креативная.

III. Мотивационная функция заключается в том, что метафорический перенос не просто заставляет слушателя отметить дополнительную информацию, но и создает предпосылки к ее объяснению, а иногда и переосмыслению. Голос и его тембр может стать дополнительным аргументом в пользу читаемой вербальной информации. А может, наоборот, заставить ее отвергнуть. Этот факт хорошо известен радиорежиссерам и редакторам. Как правило, важные информационные сообщения, произнесенные низким мужским голосом, воспринимаются как более достоверные по сравнению с тем же текстом, но озвученным женщиной. Поэтому наиболее ответственную информацию всегда поручают читать дикторам-мужчинам. Восторг от известия о полете Ю. Гагарина миллионы людей до сих пор соотносят с роскошным басом Ю.В. Ливитана. Если голос диктора тембрально неприятен, он рождает пейоративную звуковую метафору, и содержание читаемого текста отторгается слушателем. Он может даже выключить радиоприемник.

Показательны эксперименты, представленные А.П. Варфоломеевым (1976). Когда реципиентам он предъявлял неприятное по смыслу и звучанию слово (например, "жаба"), то произнесенное низким хриплым голосом оно воспринималось особенно отрицательным, а озвученное высоким чистым голосом оценивалось менее негативно. Таким образом, обнаружилась тенденция сдвига конотативной оценки зависимости от тембральной подачи материала.

Тембровая метафора способна стать дополнительным аргументом или мотивом оценки воспринимаемой информации.

Социологические опросы радиослушателей в Ставропольском крае (Л.П. Аполлонов, 1994) обнаруживают, что негативное восприятие радиотекста часто объясняется "неприятным голосом диктора". Исследователи полагают, что неизбежное отношение диктора к читаемому сообщению неосознанно отражается в просодических элементах радиотекста и на подкорковом уровне передается слушающему.

Различная тембровая интерпретация одной и той же просодической конструкции способна стать мотивацией (уточняющим аргументом) ее наиболее точной трактовки. Так, произнесенную с определенной интонацией фразу 100 испытуемых расценивали то как выражение сомнения, то - иронии. Но произнесенная в нужном тембральном режиме (да еще и со вздохом) она однозначно была расценена как выражение грусти. (См. Г.В.Колшанский, 1974)

IV. Одновременно с мотивационной функцией тембральной метафоры почти всегда обнаруживается и креативная. Эта функция понимается как свойственное любой метафоре стремление вызывать у реципиента творческий процесс установления ассоциаций в поиске сходного, что позволяет глубже проникнуть в суть описываемого явления. Сильная ассоциативная связь, обусловленная акустическим воздействием тембра, помогает радиослушателю актуализировать весь сюжет. Специфический тембр может стать толчком к творческому поиску истинного смысла сказанного диктором, заставить получателя информации читать между строк. Тембровая метафора становится сигналом стилистической и смысловой перекодировки текста. Редакторы и режиссеры информационных передач давно используют в радионовостях чтение сообщений чередующимися женским и мужским голосами. Мена тембра сигнализирует о новой теме. Как обнаружила З.И. Есина (1975), один и тот же голос тембрально меняется в зависимости от стиля произношения, например, при переходе с высокого стиля на разговорный. Иногда тембр маркирует текст стилистически, подвигая слушающего прогнозировать, каким будет следующее сообщение. Рекламное объявление, например, сразу заявляет о себе перенасыщенным тембром и громкостью.

Тембровая метафора обращена к творческой способности, заложенной в любом человеке. Радиопередача как бы приглашает слушателя в соавторы и дает ему возможность самому выбрать, какая часть работы по созданию "виртуальной" реальности ему по силам. Так. слушатель радиопьесы становится одновременно и актером (источником психологического поведения исполнителя), и режиссером, и художником, и костюмером, так как сам домысливает образы героев, их внешность, костюмы и действия. Тембровая метафора в этом процессе становится каркасом, на который наслаиваются домысленные воображением слушателя детали.

V. Мыслительный процесс, порождаемый тембровой метафорой, приводит к более глубокому осмыслению и усвоению радиоинформации. Существуют, однако, сферы, где отсутствует стремление к адекватной передаче информации и прямая коммуникация и убеждения малоэффективны. Например, в радиорекламе внушение определенного образа действия становится важнее передачи информации. В рекламном радиодискурсе наиболее выпукло проявляется суггестивная функция тембровой метафоры. Под суггестией понимается феномен такого воздействия, когда "с помощью речи люди оказывают не только опосредованное мышлением и осмыслением, но и непосредственное побудительное или тормозящее влияние на действия других". (Б.Ф. Поршнев, 1974, С.193). При восприятии радиотекста вербальная информация отвлекает внимание реципиента от воздействия звуковой формы, поэтому механизм контрсуггестии не включается. У слушателя сразу формируется некий зрительный образ или иное синестетически подкрепленное ощущение. Иначе говоря, нет необходимости специально внушать человеку то, что порождено собственными импульсами его организма. Как отмечают нейрофизиологи, суггестивные тексты ориентированны прежде всего на правополушарную деятельность мозга, т.е. именно на ту область, где находится центр распознавания тембра. Логично предположить поэтому, что тембр, воспринимаясь полушарием, контролирующим подкорковые механизмы, обладает огромными суггестивными возможностями. К примеру, можно внушить негативную оценку информации только с помощью одной лишь просодии. Наиболее суггестивно агрессивен, по данным психологов (С.А. Горин, 1997), "бархатный" баритон с вкрадчивыми интонациями или глубокий, металлический бас (Ю. Левитан и С. Балашов). Именно такие голоса предпочитаются в информационных радиопередачах. Тембр может влиять и непосредственно, не вызывая никаких ассоциаций, не входя организующим звеном в звуковую метафору. Так, низкое перенасыщенное звучание рождает депрессию, высокочастотныйсветлый звук меняет вкусовые ощущения. Но такое воздействие может стать предметом рассмотрения скорее нейрофизиологов, чем лингвистов. В области психотерапии давно применяется просодическое воздействие в качестве терапевтической метафоры. Она несколько отличается по механизму и целям воздействия от звуковой радиометафоры. Однако некоторые достижения в области психотерапии с успехом используются при моделировании суггестивного воздействия на радио. Например, известный в терапии прием "заражения" комментатора к слушателю, когда психотерапевт тембрально и ритмически "присоединяет" пациента к своей речевой манере. То же самое происходит на радио когда информация, чередуясь с ритмичными музыкальными заставками, строится в их ритме и тональности. Ведущий присоединяет слушателей к нужному ритму и тембром настраивает его на определенную эмоцию, делая суггестивно уязвимым. Перенасыщенный тембр в рекламном объявлении также становится суггестивным средством. Синестетические ассоциации, вызывающие тембральную метафору, активно эксплуатируюортся в рекламе. Так, низкая баритональная окраска голоса при акустическом восприятии вызывает спектральный ассоциативный сдвиг к красному, синему, фиолетовому цвету, а светлая высокая - к желтому и зеленому. Если для предмета рекламы важен цвет, то "закодировать" команду "покупай!" помогает правильно выбранный для озвучивания голос. Мятную или лимонную "жевачку" рекламируют женские высокие голоса, автомобили- мужские. В скетчевых сценках, где один персонаж предлагает сделать правильный выбор, а другой сомневается, обычно голос рекламирующего обладает более суггестивным тембром, как, например, в рекламе памперсов, где корреспондент с хорошо поставленным голосом беседует с "обычными" домохозяйками-мамами. Для орзвучивания рекламной заставки на радиостанции, как правило, приглашают диктора с суггестивным баритоном. Удачное взаимодействие вербальной и просодической суггестии можно обнаружить, например, в рекламном слогане радио "Модерн". "Бархатный" мужской голос завораживает, вкрадчиво произнося: "Радио "Модерн". То, что нужно, из всего, что можно". Как показывает фоносемантический анализ, слово "модерн" ассоциируется с чем-то ярким, активным, скорее красного цвета. Тембр озвучивающего голоса тоже направляет синестетические ощущения слушателя к красному спектру, скрыто внушая действительно остановить свой выбор на данной радиостанции. Сильным суггестивным воздействием обладает специфическое тембральное оформление ключевых слов рекламного текста. Они произносятся пародийно, или с эффектом эха, или подвергаются тембровой персеверации (повторению с разной тембральной окраской), как, например, многократно повторяемое название фирмы "Домострой". Синестетические ассоциации, вызываемые тембром, соотносятся и с температурными ощущениями. Поэтому холодный, светлый женский голос, рекламирующий "крем с морошкой", весьма недвусмысленно внушает нам обратиться к данному изделию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуемые статьи:

Гостиный двор
Гостиный двор - одно из наиболее примечательных зданий в ансамбле Невского проспекта, выдающийся памятник архитектура раннего классицизма. Здание Гостиного двора возведено в 1761-1785 годах архитектором Ж.-Б. Валлаен-Деламотом. Здание пос ...

Философско-эстетическая альтернатива ислама
В процессе длительной борьбы двух основных направлений в исламе — сунизма и шиизма — к победе в официальной, основной церкви пришел наиболее ортодоксальный и нетерпимый ко всяким изменениям сунизм. Это проявилось и в отношении к проблеме ...

Концепция черт культуры. Культурные универсалии
Культурными чертами в антропологии называют базисные единицы культуры. Это — далее не делимые единицы культуры (материальные продукты, произведения искусства или образцы поведения). Они подразделяются, как показывает А.И.Кравченко, на уни ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru