InsideCulture

Проблемы корректуры в условиях новых информационных технологий

Материалы » Проблемы корректуры в условиях новых информационных технологий

Страница 1

Корректура - это, по большому счету, искусство выпускать печатные издания без опечаток и ошибок, в соответствии с теми нормами языка и требованиями к издательской продукции, которые сложились на определенном историческом этапе.

Литературная форма существования языка закреплена в печатном слове, а вся история книги - от рукописной до печатной - это история развития норм, к становлению которых в прямом смысле приложили руку те знатоки филологии, которые издревле профессионально занимались чтением и исправлением переписанных книг. Профессия корректора относится к числу старейших - еще в книжных магазинах Древнего Рима в 1 веке н. э. использовались такие специалисты, работавшие по желанию заказчика и за особую плату.

Современный русский нормативный язык взывает к тому, чтобы кто-то и в ХХI веке зорко стоял на страже его законов, норм, правил. К сожалению, это наша технологически по-новому организованная действительность привела общество к потребности значительно усилить корректорскую зоркость.

Массовая языковая безграмотность населения, раньше от наших глаз скрытая образцовой издательской продукцией (по любой книге, как по словарю, можно было справиться о написании слова), теперь беззастенчиво обнаруживает себя на страницах газет, журналов, книг, рекламных изданий. И обидно сознавать, что этому отчасти способствует распространение грамотности компьютерной. (Кто у нас только не набирает тексты!)

Компьютер проник во все сферы нашей жизни - и в издательский процесс, модернизированный практически на всех этапах, тоже. Компьютеризация значительно упростила и ускорила путь, который проходит рукопись в процессе превращения ее в факт печатной литературы. Ускорение же издательских процессов провоцирует иногда появление на свет вопиющих фактов литературы.

К таковым относится сборник произведений краснодарского писателя Александра Драгомирова "Игроки наживы" (Краснодар: Сов. Кубань, 1996). В выпускных данных книги - положенный список издательских работников, в том числе редактор и корректор. Обращают на себя внимание даты: сдачи в набор 15 февраля и подписания в печать 8 марта того же года - всего 3 недели от момента начала набора до подписания калек в печать. За это время 335 страниц нужно было набрать, тщательно вычитать - и редактору, и корректору, исправить набор, вывести кальки, сделать сверку, внести исправления и подписать в печать. Что совершенно нереально сделать за 3 недели. Более правдоподобно то, что издатели ограничились набором, версткой и выведением калек - без всяких там чисток и корректур. Да и автор писать-то писал, но читать не читал!

Тест романа, входящего в сборник, набирал непрофессионал (предположительно, сам автор), потому что на двухстах страницах каждое предложение - каждое! - начинается с абзаца. С таким абзацным делением роман как внутренне организованное литературное произведение читателем не воспринимается. А ведь автор думал, что, представив рукопись уже в наборе, оказал издательству услугу. Получается - медвежью!

Только на первых двух страницах повести - 26 ошибок и опечаток. Роман изобилует перлами, достойными внимания юмориста, а мы используем их на занятиях по практической стилистике. Вот некоторые из них.

Стр. 128. "Ильин внимательно выслушал и посоветовал пригласить кое-кого и других".

Стр. "…Бабурин был и сам в последнем заинтересован, хотя она и не казалась далеко красавицей".

Стр. 114. "С первой встречи и до сих пор более того пытался он добиться успеха".

Стр. 97. "Она вышла в домашних тапочках Бабурина и его махровом халате, запахнутом на высокой по-женски груди".

Стр. 93. "…Комментировал фотографии, где он был в изысканных костюмах и с гордыми, высокомерными, счастливыми позами".

Стр. 137. "Вместе с мыслью провести приятно время с Анной хотел он пригласить на день рождения также старого приятеля…"

Стр. 90 "Новый серебристый "Мерседес" стоял рядом под ярким фонарем на столбе".

Стр. 144 (всмотритесь в позу героя). "Бабурин стал на колени рядом с Анной, обнял ее ноги и целуя их сквозь халат, глядя в глаза, успокоил: - Глупая. Не говори так…" Попробуйте целовать ноги сквозь (!) халат и одновременно смотреть в глаза! Михаил Задорнов со своими наблюдениями над "Подмосковными вечерами" просто "отдыхает"! У нас картинка повыразительней!

Конечно, для "Советской Кубани" такое издание - нонсенс, но оно имело место быть. И более того, книга А. Драгомирова, выпущенная под рубрикой "Русская проза конца ХХ века", выставлена в краевой юношеской библиотеке на отдельном стенде для знакомства юных читателей с кубанскими писателями. Сам автор продолжает дарить ее экземпляры своим молодым коллегам. Видимо, он не мучается, как Бальзак, говоривший: "Представляете ли вы, способны ли вы себе представить, какие страдания причиняет нам издатель, который небрежно выпускает в свет книгу, стоившую ста ночей труда".

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Некоторые проблемы топографии средневекового русского города
“Наименее всего достойна доверия традиция, поскольку вечно она выступает под охраной невежества — и чем. больше оное невежество, тем древнее оказывается здание” (Simpson F. A series of ancient baptismal fonts, chronologically arranged. 18 ...

Прекрасная Вампука
"Вампука, невеста африканская, образцовая во всех отношениях опера. Либретто и опера В.Г.Эренберга по драматическому фельетону М.Н.Волконского, премьера 19 января 1909, Петербург, театр "Кривое зеркало". Опера была в воспри ...

Диктатура плюрализма
Можно без преувеличения утверждать, что мы живем в постмодернистскую эпоху, имея при этом в виду, что постмодернизм есть не столько общекультурное течение, сколько определенное умонастроение или, как определил его Умберто Эко, «духовное с ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru