InsideCulture

Проблемы корректуры в условиях новых информационных технологий

Материалы » Проблемы корректуры в условиях новых информационных технологий

Страница 2

Пройди сборник "Игроки наживы" все этапы издательского процесса - и он не оказался бы сегодня образчиком редакторского и корректорского брака. Ускорение процесса издания, экономия на штате корректоров сломали традиционный подход к количеству корректур: еще в 70-80-е годы книга проходила до 6 корректур, причем выполнялись они не одним человеком, исправления вносились на всех этапах создания печатного произведения. Сейчас в лучшем случае читают 2-3 раза, а верстальщики неохотно исправляют ошибки набора. Исчезла из процесса типографская корректура, которая не вписывается в него технологически. Поэтому возросла нагрузка на редакционного и издательского корректора. Все это сказывается на качестве.

Благодаря компьютеру, современное издательство из вредных цехов переместилось в тихие, чистые кабинеты. Наборщики, верстальщики, дизайнеры, овладев программами, заложенными в умные машины, нажимая в определенном алгоритме кнопки, наблюдают на экране монитора за рождением книги, газеты, визитной карточки. Труд каждого из них своеобразен и сложен, но без посредника-компьютера он сегодня немыслим. И только в работе корректора последним писком модернизации остается шариковая ручка да паста-штрих для замазывания. Корректор ХХI века, как и на заре книгопечатания - в XV веке, вооружен лишь собственными знаниями, языковым чутьем, вниманием, профессиональными навыками. В его непосредственной работе компьютер занимает далеко не первое место: корректору достаточно "владеть компьютером в терминах" - знать возможности той или иной программы, что и как называется, чтобы предполагать, каким образом будут внесены исправления. Но все уважающие себя издательства, рекламно-издательские центры, редакционно-издательские отделы имеют в своем штате "живого" корректора, несмотря на его техническую малограмотность, специалиста, который без посредников, один на один с текстом, доводит его до совершенства. Корректору иногда приходится быть и техническим, и литературным, и выпускающим редактором, так как таковые часто в штате не предусмотрены, - т. е. являть собой истину в последней инстанции.

Но самое парадоксальное в положении корректора - нет, не маленькая зарплата и наказания рублем, не принцип "Корректора ноги кормят" и даже не принижение значимости его труда на фоне отсутствия права на ошибку, нет, - самое парадоксальное то, что подавляющее большинство наших корректоров - самоучки. Это филологи, не в педагогику, а в издательское дело пошедшие. Но ведь корректор должен знать не только правила орфографии и пунктуации, но и технические требования к набору и верстке, до мельчайших нюансов разбираться с элементами текста, уметь обрабатывать более десятка сложных и специальных видов текстов, в конце концов, должен владеть системой корректурных знаков в их разнообразном назначении и вариантах.

К профессии корректора не готовят ни филологические, ни журналистские факультеты и отделения нашего региона, хотя и те и другие дают приток выпускников в корректуру. Издательских факультетов или подобных иных учебных заведений у нас нет, несмотря на то, что расширяющаяся сеть издательских предприятий требует квалифицированные кадры, и не только корректоров.

Справочная литература по редактированию и корректуре - это библиографическая редкость. Корректоры-самоучки в работе опираются на лингвистические словари, но последние не отражают всей специфики корректорского труда. А о существовании специальных справочников иной краснодарский корректор даже не подозревает.

Учебник по корректуре востребован, но его советское академическое издание имеется в нашем городе в 1 экземпляре в читальном зале Пушкинской библиотеки. Изданный в 1977 году, он не отражает современного издательского процесса и уже не может использоваться по своему назначению. В 2001 году в Институте им. Россинского вышло учебное пособие "Корректура. Теория и практика" для студентов-журналистов, утвержденное в этом качестве УМО Минобразования РФ, но его издание приостановилось по техническим причинам.

Корректуре, как и любой профессии, нужно обучать не кустарным способом, а в учебных заведениях государственного уровня. Тогда наши печатные издания не будут являть столь жалкий вид в условиях модернизированных издательских процессов.

Корректура - консервативная отрасль издательской практики, она зажата рамками стандартов и норм литературного языка, но в том ее суть: это служба высокой эффективности записи, реализующая общую цель - обеспечить адекватное прочтение авторской мысли любому человеку, носителю современного русского языка.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуемые статьи:

Герои великой отечественной войны
Если портреты и жизнеописания деятелей науки и искусства сосредоточены, за редким исключением, в разделах "Из прошлого нашей родины", "Семья, рассказы о детях", и относятся, так сказать, к дореволюционному периоду исто ...

Крымский альбом В. А. Жуковского
В 1838 году в библиотеку Зимнего дворца поступил альбом рисунков с видами Крыма. Со временем о нем забыли, и лишь недавно рука исследователя впервые прикоснулась к этим уникальным листам. Автором альбома был Василий Андреевич Жуковский — ...

СМИ как феномен общественной жизни и объект исследования
На постоянной странице комментариев «Известий» бывший главный редактор «Московских новостей» и «Огонька» Виктор Лошак пригласил читателей к дискуссии о состоянии современной журналистики. Вот несколько цитат из его полемической статьи: « ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru