InsideCulture

Современное искусство Финляндии

Материалы » Современное искусство Финляндии

Страница 2

Одним из самых крупных переворотов в искусстве 80-х годов стало появление постмодернизма. Кризис модернизма принес в изобразительное искусство повышенный интерес к социальному значению пола, иронии и к традиционным приемам в живописи. Рост экономики тех лет отразился и в мире искусства – росло число галерей, выставки распродавались моментально. На какое-то время стало модным вкладывать деньги в искусство.

Художники тех лет часто меняли свои творческие пристрастия. Лена Луостаринен (1949) в своих полотнах экспериментировала с изображениями животных семейства кошачьих, пресмыкающихся, переходила от китча к элитарной живописи. Но это внешняя сторона. В целом ее волновали отношения искусства и натуры. Творческий путь Марики Мякеля (1947) начинался с романтичного экспрессионизма, но вскоре художница стала придерживаться постмодернистской традиции. Картины Мякели становились все более материальными, мазки – все более щедрыми, подчеркивая пустоту изображаемого. Экспрессивность Марьятты Тапиолы (1951) была поначалу чувствительной и немного нервной, но постепенно стала более агрессивной и театральной. В течение многих лет любимой темой Тапиолы были туши животных, наталкивавшие зрителя на мысли о смерти и сексуальности. Силья Рантанен (1955) была в своем искусстве значительно сдержаннее. Для ее творчества характерно создание новых визуальных образов, которые художница черпала в живописи эпохи Возрождения.

В 80-х годах искусство стало более разнообразным благодаря появлению видео и концептуализма. Пионером концептуализма стала Марикки Хакола (1960). В своих произведениях они обращалась к проблеме отношений человека и средств массовой информации. Ведущим представителем финского постмодернизма и концептуализма 80-х годах был художник Киммо Сарье (1951). Прорывом десятилетия стало признание фотографии как самостоятельного вида искусства. Фотографу Стефану Бремеру (1953) охотно позировали как посетители ночных клубов, так и политики. Инсталляции и перформансы Маарии Вирккалы (1954) открыли зрителю значения тех явлений, которые обычно остаются незамеченными. В своих произведениях Вирккала часто обращалась к творчеству финской поэтессы-модернистки Ээвы-Лиисы Маннер (1921). Кари Кавен (1954) внес в скульптуру тех лет элемент юмора и иронии.

Самым важным культурным событием 90-х годов стало открытие музея современного искусства «Киазмы» в 1998 году. Ведущие архитекторы страны бились над его созданием в течение 40 лет. «Киазма» стал самым посещаемым музеем Финляндии, в 2001 году общее число посетителей за все годы его существования достигло миллиона человек. Музей во многом способствовал повышению популярности современного искусства, ранее не доступного широкой публике.

Феминистские теории и философии телесности вдохновляли финских художниц 90-х годов, многие из них размышляли над политическим и идеологическим значением пола. Вскоре к ним присоединились и некоторые художники-мужчины. Художественная жизнь 90-х крутилась вокруг столицы. Сюда съезжались художники со всей страны. Власти страны всячески старались сделать современное искусство общедоступным, чему способствовали музеи, школы искусства для детей. Укоренение постмодернизма способствовало пересмотру художественных ценностей. Художники нового поколения смело использовали в своем творчестве как элементы фигуративного, так и нефигуративного искусства. Выходило что-то в стиле MTV, сочетающего в своем визуальном ряде элементы изобразительного искусства, комиксов и телевидения. В этой манере работали Янне Кайтала (1970), Юкк Коркейла (1968) и Янне Ряйсянен (1971), Анна Ретулайнен (1969). Рельефная манера письма Марианне Уутинен (1961) придавала ее произведениям осязаемость. Сдержанный стиль художницы Нины Руус (1956) отличали неяркие краски и расплывчатые образы, заставляющие зрителя пустить в ход ассоциативное мышление. Юсси Нива (1966) рассматривал картину как физический предмет, придавая им рельеф и объемность в противовес модернистской двухмерности. Героями серии рисунков пастелью художника Рафаэля Варди (1928) стали его жена, заболевшая болезнью Альцгеймера, и другие пациенты больницы, в которой она лечилась. Серия картин воспринимается зрителем как жуткое свидетельство исчезновения личности человека по мере прогрессирования болезни. Полотна Тему Мяки (1967) сочетают тематику смерти и сексуальности с анализом поведения человека в обществе.

Фотография стала излюбленной техникой современных финских художников. Фотография перестала быть простой копией с натуры после того, как в 90-х годах авторы стали активно применять различные способы художественной доработки изображения. Элины Бротерус (1972) в своих работах делает упор на самосозерцание и автопортретизма. Герои Эско Мянниккё (1959) как будто вышли из финского эпоса – это одинокие и угрюмые жители деревни. Мянниккё изображает этих суровых мужчин в духе национального романтизма как антигероев наших дней, в безразличии которых чувствуется богемный «героизм собственной жизни». Позднее он также фотографировал мужчин захолустных районов Соединенных Штатов Америки. Мянниккё всегда оформляет свои фотографии в старые, безвкусные рамки, которые подчеркивают «документализм» его работ. Художник Юрки Парантайнен (1962) фотографировал созданные им интерьеры… горящими. Кадр за кадром он документирует, как пламя охватывает помещение. Улла Йокисало (1955) старается изобразить в своих работах когда-то пережитые ею события. Для этого она использует приемы психоанализа – определенные предметы в ее работах ассоциируются с событиями прошлого. В основном, это швейные принадлежности – ножницы, нитки и т.д. Эти фотографии представляют собой хронику переживаний, зачастую не самых приятных. Художник Магнус Шарманофф (1964) задался целью отобразить в своих работах историю финского и западного искусства вообще. В постановочных фотографиях он воспроизводит классические произведения финского искусства или сюжеты из античной мифологии.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуемые статьи:

Античный символизм. Концепция античности
Основой античной культуры для нашего восприятия является символ, при помощи которого мы стараемся постичь всю глубину и многозначность образов, складывающихся в символ. В символических изображениях богов и героев, архитектуре, скульптуре, ...

Екатерининский классицизм
Екатерина II, по ее собственному признанию, одержима была настоящей страстью строительства. В течение всего своего царствования, от первых до последних дней, она непрерывно что-нибудь строила. Бывало, один дворец еще не доведен и до карни ...

Субкультуры как способ межличностной и межкультурной коммуникации
Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении; высокий уровень чего-нибудь; высокое развитие, умение. Определение культуры может быть чисто функциональным. Культура делится на объ ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru