InsideCulture

Уральские камни

Материалы » Уральские камни

Страница 1

В 1765 году начинаются целенаправленные поиски, открытия, освоение самоцветных богатств Каменного Пояса. Чиновники и мастеровые, командированные в разные места таежного Урала, вольные старатели к 1885 году "объявили" более чем о трехстах месторождениях изумрудов, хризобериллов, рубинов, эвклазов, александритов, фенакитов, аквамаринов, аметистов, сапфиров, турмалинов.

Драгоценные камни, добытые на приисках, отправлялись в кладовые Екатеринбургской гранильной фабрики, которая уже в 1774 году выросла в мощное для своего времени предприятие по переработке самоцветов. Здесь, на фабрике, постепенно складывается, развивается искусство гранильщиков, чьи заветы сохранились в памяти веков как фольклор, как сказы и легенды, питающие творчество современных уральских художников-ювелиров. Фабричные мастеровые быстро освоили секреты и тонкости гранения самоцветов в "звездочку", "розой", в ленточную и бриллиантовую грань. Много рисунков-граней знали уральские гранильщики. В отчетах смотрителей фабрики упоминается "груша", "элипт", круглый, овальный "капюшон"(т.н. кабошон), четырехсторонняя, восьмиугольная грань. Под рукой уральского гранильщика, словно по волшебству, исчезали всякие пороки в камне.

Фабричные гранильщики лишь иногда получали заказы. От местной знати, от заезжих чиновников и военных. Изготовливали в основном кафтанные пуговицы из яшмы, табакерки из малахита, разные пряжки и вставки к часовым цепочкам.

Получив "вольную" (после реформы 1861 года), гранильщики стали трудиться на дому. Приобретали нехитрый инструмент, ставили в избах шлифовальные круги. К 80-м годам складываются основные центры гранильных кустарных промыслов в Екатеринбурге и его окрестностях: Березовском, Нижне-Исетске, Уктусе, Полевском, Мраморском. Развиваясь, гранильный промысел создал множество ответвлений, отраслей изготовления вещей из поделочного камня. Основными были малахитовый, яшмовый, селенитовый. А сколько узких специализаций было в промысле! В одном доме семья делала брелки, в другом - пасхальные яйца, а в третьем - пепельницы, в четвертом - спичечницы в виде башмака - всего не перечесть. И что самое интересное - кустари стали использовать поделочные камни для украшений: изготавливали малахитовые браслеты и ожерелья, бусы из хрусталя, аметиста, реже топаза, использовали сургучную и калканскую яшмы в брошах, браслетах, сережках, запонках.

Поначалу вещи отличались разнообразием, выдумкой, виртуозным мастерством, которое являло жизнь и красоту камня. Но к началу XX века почти все кустари-гранильщики оказались в полной зависимости от "давальцев" заказов. Крупные скупщики держали мастерские, магазины не только в Екатеринбурге. Они имели доступ на ярмарки в Ирбите и Новгороде, где втридорога продавали скупленные за бесценок изделия кустарей. В погоне за заработком мастера вынуждены были тратить на работу более 15 часов в сутки, не заботясь об изяществе изделий. Промысел ширился, разрастался и . вымирал. Возрождение началось в 1919 году. Как только был Урал освобожден от колчаковцев, горный совет ВСНХ издал приказ о восстановлении гранильного дела. Постепенно гранильщики возобновили работу. Кто по прежнему - на дому, кто подался на бывшую Екатеринбургскую фабрику, которая была переоборудована в те годы в государственную мастерскую, а кто-то пошел и в артели.

Среди кустарных "предприятий" незаметно существовала минералогическая мастерская при музее Уральского общества любителей естествознания. В августе 1941 года минералогическая мастерская была реорганизована в ювелирно-гранильную фабрику. Во время войны объявились эвакуированные рабочие Киевской ювелирной фабрики. Выполняли в основном заказы фронта: пуговицы, армейские знаки отличия, хронометры, часы. Также реставрировались серебряная посуда и украшения, поступавшая большими партиями из Госфонда СССР. В 50-е годы в Свердловске было покончено с надомничеством.

Страницы: 1 2

Рекомендуемые статьи:

Миросозерцание Аристида. Учение о Боге
Наметив основные положения своей критики язычества и иудаизма, Аристид противопоставляет ложному понятию о Божестве в этих религиях истинное Боговедение. Исходит он из того, что впоследствии получило несколько схоластическое обозначение & ...

Песнопение
С тех пор, как «Послание Брунона к Генриху» было обнаружено русским историком А.Ф. Гильфердингом (впоследствии выдающимся фольклористом), оно неоднократно изучалось, цитировалось и переводилось (одних только русских переводов – полных или ...

Образ Ивана Грозного в народной поэзии Арзамасского края
Казанский поход и завоевание Астраханского царства, органично связанные в сознании современников с именем Ивана IV, составили сюжетную основу многочисленных произведений фольклора. Царь-победитель стал героем большинства исторических песе ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru