InsideCulture

Филологическая культура как показатель качества журналистского образования

Материалы » Филологическая культура как показатель качества журналистского образования

Страница 1

Понятие "образование" в педагогике имеет разное значение: усвоение определенного объема знаний, умений, навыков; организованный процесс воспитания и обучения личности; деятельность, связанная с передачей и усвоением знаний, умений и навыков и т. д. Тезаурус "Новые ценности образования" определяет образование как "специальную сферу социальной жизни, создающую внешние и внутренние условия для развития индивида (ребенка и взрослого в их взаимодействии, а также в автономном режиме) в процессе усвоения ценностей культуры". Отсюда, по мнению авторов цитируемой статьи, образование не что иное, как синтез обучения и учения, поэтому цель образования - "развитие индивида, сообщества и в глобальном плане - сохранение и развитие культурных и цивилизованных форм жизни - достигаются посредством освоения индивидом различных видов деятельности".

Есть и иная точка зрения, касающаяся широкого понятия "образование". Например, Е.П. Белозерцев в ряде работ определяет его как "историко-культурный феномен, средоточие, условие и показатель духовного состояния нации". Он предлагает отказаться от сведения этого понятия к одной из узких категорий педагогики. Исследователь говорит о социальной роли образования как выражения потребностей общества и государства в решении определенных проблем. Именно через развитие образования, по его мнению, происходит воздействие на образ жизни людей.

Существенное изменение в многозначное понятие "образование" внесли современные философы, отметив, что к началу 90-х гг. в качестве важнейшей черты современного образования вычленяется "его направленность на то, чтобы готовить учащихся не только к социальной адаптации, но и к активному освоению ситуаций социальных перемен". Среди мегатенденций образования ими выделяются "массовый характер образования и его непрерывность (выделено нами - Н. Я.) как новое качество; значимость образования как для индивида, так и для общественных ожиданий и норм; ориентация на активное усвоение человеком способов познавательной деятельности; адаптация образовательного процесса к запросам и потребностям личности; ориентация обучения на личность учащегося; обеспечение возможностей его самораскрытия".

Особую роль в педагогике настоящего времени отводят гуманитарному образованию. В него входит и образование филологическое. И, тем не менее, филология как познавательная область совсем не выделяется дидактами в классификации учебных дисциплин. Очевидно, ответ на этот вопрос следует искать в семантической трансформации термина "филология". И хотя филология сопровождала культурного человека со времен античности и составляла интеллектуальную "роскошь" самопознания культуры, в научный обиход термин "филология" был введен Ф.А. Вольфом только во второй половине XVIII века. Им ученый определил предмет филологии как "совокупности сведений и известий, которые знакомят нас с деяниями и судьбами, с политическим, научным и домашним положением греков и римлян, с их культурой, языками, искусством и науками, с нравами, религиями, национальным характером и образом мыслей - все это так, чтобы мы имели возможность дошедшие до нас их произведения основательно понимать и наслаждаться ими, проникая в их содержание и дух, представляя себе древнюю жизнь и сравнивая ее с позднейшей и сегодняшней". А уже к середине XIX века единовластие "классической филологии" было отменено развитием германской филологии (братья Я. И В. Гримм, К. Лахман), славяноведения (А.Х. Востоков, В. Ганка) и других отраслей "новой филологии", стимулированной в своем развитии романтизмом и другими идейными веяниями. С этого момента филология потеряла свое единство и стала функционировать как научный принцип. В современном значении термин "филология" обозначает "содружество гуманитарных дисциплин, изучающих историю и выясняющих сущность духовной культуры человечества через языковой и стилистический анализ письменных текстов. Текст во всей совокупности внутренних аспектов и внешних связей - та исходная реальность, которая дана филологии и существенна для нее", по определению С.С. Аверинцева.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуемые статьи:

О Чжуан-Цзы и его времени
Нет сомнения, что Чжуан-Цзы (его личное имя было Чжуан Чжоу) — реальное историческое лицо. Но сведения об этом человеке крайне скудны и не вполне достоверны. Краткую и единственную в древнекитайской литературе биографическую справку о Чжу ...

Искусство эпохи палеолита
Периодизация Верхнего палеолита Западной Европы: I Перегордийская культура-37-29 тыс. лет до н. э. II Ориньякская культура-30-24 тыс. лет до н. э. III Солютрейская культура-24-19 тыс. лет до н. э. IV Мадленская культура-20-7 тыс. лет ...

Письмена для богов
Пятеро исследователей письменности майя долгое время бились над странной формулой "у тц,иб" (это русская транскрипция), которая "запирала" толкование любых последующих текстов, обязательно нанесенных на все керамически ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.liveculture.ru